Правовое просвещение

Признаки интернет-зависимости

Азартные игры

ЗАЩИТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ ВОВЛЕЧЕНИЯ В АЗАРТНЫЕ ИГРЫ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

 Важнейшей задачей любого государства является всесторонняя гарантированная правовая защита несовершеннолетних. Государство заинтересовано в физическом и психическом здоровье подрастающего поколения. Однако в современном мире курение, употребление алкоголя и наркотиков получили широкое распространение среди подростков и молодежи. С этими уже ставшими традиционными формами зависимого поведения в один ряд встает и зависимость от азартных игр.

Большинство стран мира проводит политику по защите детей и подростков от участия их в данном виде развлечений. Законодательством многих государств установлен ряд обязательных требований, которые на сегодняшний день являются наиболее эффективными средствами защиты от азартных игр. Эти требования в основном связаны с запретом на допуск несовершеннолетних в игорные заведения и вовлечение их в азартные игры, а также с месторасположением игорных заведений.

Введение возрастного ценза и ограничения, связанного с месторасположением игорных заведений, необходимо в силу того, что игорный бизнес, если рассматривать его со стороны социального и морально-нравственного воздействия, все же оказывает негативное влияние на жизнь граждан, особенно несовершеннолетних. Люди, склонные к азартным играм, гораздо чаще, нежели другие, имеют проблемы в семье, страдают психологическими заболеваниями, совершают преступные деяния. Специалисты в области социальных исследований приравнивают пристрастие к азартной игре к таким формам зависимого поведения, как алкоголизм и наркомания. Лудомания (в переводе с лат. «ludo» - «играть»), или гемблинг (от англ. «gamble» - «азартная игра»), является достаточно серьезным заболеванием. Однако наиболее уязвимыми для возникновения всех типов зависимости, в том числе и игромании, являются люди с несформировавшейся жизненной позицией и в первую очередь подростки и молодежь. К причинам формирования игровых зависимостей у несовершеннолетних относятся такие факторы, как индивидуальные и возрастные психологические особенности личности несовершеннолетнего; недостаточность внимания со стороны родных и близких; семейное неблагополучие; влияние асоциально настроенных сверстников и т.д. Кроме того, в настоящее время практически любой подросток может свободно получить доступ к нелегальному игорному сайту или сделать ставку на тотализаторе, что провоцируется широко доступной рекламой и СМИ.

Естественно, что лица, не достигшие 18-летнего возраста, переживая сложный период физиологического и психического развития личности, подвергающиеся неблагоприятному воздействию средовых факторов, легко поддаются аддикции (психологической зависимости разного рода, в том числе и игровой), что нередко является следствием криминогенных. Это, в свою очередь, препятствует нормальному физическому, умственному и нравственному развитию несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 32 Конституции Республики Беларусь в нашей стране детство находится под защитой государства и забота о детях и их воспитании является конституционной обязанностью членов семьи, государственных органов и общественности. Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 10 января 2005 г. № 9 «Об утверждении Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь» запрещается организовывать и проводить азартные игры, если в них участвуют лица в возрасте до 18 лет.

Гражданским кодексом Республики Беларусь (ст. 20) установлено, что дееспособность гражданина возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста. Согласно статьям 73 и 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье до достижения ребенком 18-летнего возраста родители остаются его законными представителями, несут полную ответственность за его воспитание и развитие, обязаны заботиться о здоровье, образовании, физическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Введение указанных ограничений основаны на общепризнанных принципах и нормах международного права, провозглашающих необходимость приоритетной и особой защиты государством всех без исключения несовершеннолетних. Например, в Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г., установлен принцип, согласно которому несовершеннолетним не должны разрешаться занятия, которые были бы вредны для их здоровья или образования или препятствовали их физическому, умственному или нравственному развитию (принцип 9).

Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. также признает право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту (ст. 31).

Ст. 8 Конституции гласит, что Республика Беларусь обеспечивает соответствие национального законодательства приоритету общепризнанных принципов международного права.

 

свернуть

Что делать, если вы нашли наркотики

Предлагают стать наркозакладчиком?

Информация об ответственности за незаконный оборот наркотических средств, последствий их употребления

Информация об ответственности за незаконный оборот наркотических средств, последствий их употребления

Актуальные требования

норм действующего уголовного и административного законодательства в сфере незаконного оборота наркотиков

 

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

9 июля 1999 г. № 275-З

Статья 327. Хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов

1. Хищение наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов –

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

2. То же действие, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, которому указанные средства вверены в связи с его служебным положением, профессиональной деятельностью или под охрану, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 328329 или 331 настоящего Кодекса, либо в отношении особо опасных наркотических средств или психотропных веществ, –

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные путем разбоя или вымогательства, либо организованной группой, либо в крупном размере, –

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Примечания:

1. Под наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами в статьях настоящего Кодекса понимаются средства и вещества, а также препараты, их содержащие, включенные в Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь, за исключением перечисленных в таблице 2 «Химические вещества, которые могут быть использованы в процессе изготовления, производства и переработки наркотических средств или психотропных веществ» списка прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ данного Перечня.

2. Под особо опасными наркотическими средствами или психотропными веществами в статьях настоящего Кодекса понимаются средства или вещества, включенные в список особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, не используемых в медицинских целях, или список особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, разрешенных к контролируемому обороту, указанного Перечня.

3. Под аналогами наркотических средств и психотропных веществ в статьях настоящего Кодекса понимаются химические вещества, структурные формулы которых образованы заменой в структурных формулах наркотических средств, психотропных веществ или базовых структурах одного или нескольких атомов водорода на заместители атомов водорода, включенные в перечень заместителей атомов водорода в структурных формулах наркотических средств, психотропных веществ или базовых структурах, установленный Государственным комитетом судебных экспертиз Республики Беларусь.

Статья 328. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов

1. Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов –

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

2. Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов –

наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.

3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 327329 или 331 настоящего Кодекса, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств, психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей, лечебно-трудовом профилактории, в месте проведения массового мероприятия либо заведомо несовершеннолетнему –

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

4. Действия, предусмотренные частями 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой либо сопряженные с изготовлением или переработкой наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов с использованием лабораторной посуды или лабораторного оборудования, предназначенных для химического синтеза, –

наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

5. Действия, предусмотренные частями 2–4 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, –

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати пяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги и активно способствовавшее выявлению или пресечению преступления, связанного с незаконным оборотом этих средств, веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

Статья 3281. Незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза или Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов

1. Незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза или Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов –

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации.

2. Действие, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное группой лиц по предварительному сговору, либо повторно, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 228 и 3331 настоящего Кодекса, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо в отношении особо опасных наркотических средств, психотропных веществ, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере, –

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.

3. Действие, предусмотренное частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенное организованной группой, –

наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Статья 3282. Потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или нахождение на работе в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ

Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте, а равно появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, либо нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет.

Статья 329. Посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений или грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества

1. Посев или выращивание в целях сбыта или изготовления наркотических средств, психотропных веществ запрещенных к возделыванию растений или грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, –

наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327328 и 331 настоящего Кодекса, –

наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Статья 331. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

1. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов –

наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. То же действие, совершенное в отношении двух или более лиц, либо несовершеннолетнего, либо с применением насилия, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327328 или 329 настоящего Кодекса, а равно склонение к потреблению особо опасных наркотических средств или психотропных веществ –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 332. Предоставление помещений, организация либо содержание притонов для изготовления, переработки и (или) потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или других одурманивающих веществ

1. Предоставление помещений для изготовления, переработки и (или) потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или других одурманивающих веществ –

наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

2. Организация либо содержание притонов для изготовления, переработки и (или) потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или других одурманивающих веществ –

наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом или лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом.

Статья 343. Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера

1. Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение, рекламирование, трансляция или публичная демонстрация порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера –

наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом.

2. Те же действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой или с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, а равно распространение, рекламирование, трансляция или демонстрация заведомо несовершеннолетнему порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, –

наказываются лишением свободы на срок от двух до четырех лет.

Статья 3431. Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего

1. Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение, рекламирование, трансляция или публичная демонстрация порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с изображением заведомо несовершеннолетнего –

наказываются исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей или частью 2 статьи 343 настоящего Кодекса, либо группой лиц по предварительному сговору или с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, а равно использование заведомо несовершеннолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением –

наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, а равно использование заведомо малолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, –

наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.

2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 166 или 167 настоящего Кодекса, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет. 

 

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

21 апреля 2003 г. № 194-З

Статья 16.10. Незаконные действия с некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания

1. Приобретение, хранение некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, не превышающем пятидесяти граммов, –

влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

2. Перевозка, пересылка, приобретение, хранение некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, превышающем пятьдесят граммов, а равно реализация таких некурительных табачных изделий при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств либо административный арест с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств.

3. Изготовление некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, превышающем пятьдесят граммов, при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности –

влечет наложение штрафа в размере от тридцати пяти до сорока пяти базовых величин с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации либо административный арест с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации.

Примечание. Под некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания, в настоящей статье понимаются изделия (снюс, насвай и другие), изготовленные из табака (очищенной табачной пыли) и щелочного компонента (мела, извести или прочих щелочных компонентов) с добавлением или без добавления иных ингредиентов.

Статья 17.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения

1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, –

влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.

2. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения –

влечет наложение штрафа в размере от одной до десяти базовых величин.

3. Действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест. 

4. Появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, –

влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.

5. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, –

влечет наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин.

6. Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин.

Статья 17.5. Занятие проституцией

1. Занятие проституцией –

влечет наложение штрафа в размере от шести до двадцати базовых величин или административный арест.

2. То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, –

влечет наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

свернуть

БЫТЬ ХАКЕРОМ – УГОЛОВНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

БЫТЬ ХАКЕРОМ – УГОЛОВНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

С каждым годом возрастает количество хищений с использованием компьютерной техники. Самые распространенные случаи – с помощью украденной банковской карточки подростки расплачиваются за товары. Суммы небольшие, при этом вводить пин-код не требуется. Но это уголовно-наказуемое деяние с очень серьезной ответственностью. Тоже самое можно сказать и про факты, когда деньги снимают с утерянной карточки.

И дети, и взрослые должны помнить, что такие действия законом трактуются как хищение путем использование компьютерной техники. Если вы нашли на улице или в магазине банковскую карточку, не стоит ее обналичивать. Нужно попытаться вернуть находку владельцу: передать администрации торговой точки, банковского учреждения или отнести в милицию.

Уголовная ответственность за киберпреступления

свернуть

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ХУЛИГАНСТВО

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ХУЛИГАНСТВО

Административная ответственность за мелкое хулиганство (статья 17.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях – КоАП), так же как и уголовная ответственность за хулиганство (статья 339 Уголовного кодекса – УК), наступают с 14 лет.

Хулиганство

Статья 17.1 КоАП гласит:

«Статья 17.1. Мелкое хулиганство

Оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, – влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.».

Если данное правонарушение совершил подросток младше 14 лет, то к административной ответственности могут быть привлечены его родители по статье 9.4 (Невыполнение обязанностей по воспитанию детей) КоАП:

«Статья 9.4. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.».

Уголовную ответственность за хулиганство предусматривает статья 339 УК:

«Статья 339. Хулиганство

1. Умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом (хулиганство), – наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет.

2. Хулиганство, совершенное повторно, либо группой лиц, либо связанное с сопротивлением лицу, пресекающему хулиганские действия, либо сопряженное с причинением менее тяжкого телесного повреждения (злостное хулиганство), – наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок от одного года до шести лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные с применением оружия, других предметов, используемых в качестве оружия для причинения телесных повреждений, применением взрывчатых веществ, взрывных устройств или предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, либо совершенные с угрозой их применения, при отсутствии признаков более тяжкого преступления (особо злостное хулиганство) – наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до десяти лет.».

Необходимо отметить, что совершение хулиганских действий зачастую влечет и дополнительные расходы, связанные с компенсацией морального вреда потерпевшим.

свернуть

Поведение учащихся при проведении спортивно-массовых мероприятий

21.04.2020

   В целях профилактики противоправной деятельности несовершеннолетних, входящих в неформальные молодежные группировки, в том числе футбольных фанатов, в связи с началом футбольного сезона, и участием ФК «Арсенал» в матчах чемпионата Республики Беларусь по футболу среди команд 1 лиги информируем вас о правилах поведения зрителей на стадионах во время проведения футбольных матчей и других соревнований.

Болельщики также имеют свой правовой статус и правила поведения. 

ПРАВОВОЙ СТАТУС СПОРТИВНОГО БОЛЕЛЬЩИКА

А.Ю.КОРОЧКИН, главный советник - помощник Председателя Экономического Суда Содружества Независимых Государств, председатель Спортивного третейского суда при Белорусском республиканском союзе юристов, старший преподаватель юридического факультета Белорусского государственного университета, кандидат юридических наук

4 января 2014 г. принят новый Закон Республики Беларусь N 125-З "О физической культуре и спорте" (далее - Закон). В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона впервые спортивные болельщики отнесены к субъектам физической культуры и спорта. Однако в Законе отсутствует понятие спортивного болельщика, а также не содержится четкого указания на правовой статус такой категории субъектов физической культуры и спорта. Вместе с тем еще одной новацией Закона является статья 36 "Меры по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при проведении спортивно-массовых мероприятий", исходя из положений которой можно попытаться обрисовать определенные черты правового статуса спортивного болельщика. Так, пункт 2 статьи 36 Закона предусматривает перечень лиц, которые не могут быть допущены на территорию мест проведения спортивно-массовых мероприятий, а пункт 3 указанной статьи устанавливает список запретов для болельщиков во время посещения ими спортивно-массовых мероприятий. Исходя из указанных норм можно очертить ряд обязанностей спортивных болельщиков, которые на них возлагаются при посещении спортивных мероприятий. Итак, болельщик обязан: - иметь при себе входной билет или документ, дающий право прохода на территорию физкультурно-спортивных сооружений и специально оборудованных мест для болельщиков; - пройти личный досмотр и досмотр находящихся при нем вещей (в случае их проведения); - не скрывать свое лицо под маской; - находиться в трезвом состоянии и воздержаться от распития в не предназначенных для этого местах алкогольных, слабоалкогольных напитков, а также пива, использования источников открытого огня, курения; - не иметь при себе и не использовать предметы и вещества, запрещенные к проносу Правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, утвержденными постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 21.12.2004 N 10, а также имитаторы и муляжи холодного, огнестрельного, газового или иного оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов; - воздержаться от совершения действий, создающих угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью спортсменов, тренеров, судей по спорту, участвующих в спортивно-массовых мероприятиях, болельщиков и (или) иных физических лиц, находящихся в местах проведения спортивно-массовых мероприятий, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами; - не осуществлять пропаганду войны или экстремистскую деятельность, в том числе с использованием плакатов, транспарантов или иных средств; - не иметь при себе и (или) не пользоваться флагами, вымпелами, не зарегистрированными в установленном порядке, а также эмблемами, символами, плакатами, транспарантами и иными средствами, содержание которых направлено на причинение ущерба общественному порядку, правам и законным интересам граждан; - не препятствовать исполнению служебных обязанностей лицами, участвующими в организации и проведении спортивно-массовых мероприятий; - не совершать иных действий, нарушающих установленный порядок организации и проведения спортивно-массовых мероприятий, а также не подстрекать иных лиц к таким действиям любыми методами. Согласно части второй пункта 3 статьи 36 Закона лица, не соблюдающие указанные ограничения (не выполняющие соответствующие обязанности), выдворяются за пределы территории физкультурноспортивных сооружений и специально оборудованных мест для болельщиков без возмещения стоимости входного билета и привлекаются к ответственности в случаях, установленных законодательными актами. Указаний на права, которые предоставляются спортивным болельщикам, Закон не содержит. Отметим, что права и обязанности болельщиков также могут определяться организаторами проведения спортивных соревнований. Так, например, права и обязанности, возлагаемые на спортивных болельщиков, можно найти в Правилах поведения зрителей на стадионах во время проведения футбольных матчей и других массовых соревнований, утвержденных на заседании бюро Исполнительного комитета Белорусской федерации футбола протоколом от 27.03.2013 N 6 (далее - Правила)

Правила устанавливают следующие права болельщиков: - при наличии входных билетов, абонементов, приглашений, других документов установленного образца входить на стадион до и во время матча. Время начала прохода на стадион определяется совместным решением организатора матча, администрации стадиона и правоохранительных органов; - пользоваться всеми услугами, предоставляемыми организаторами матча и администрацией стадиона; - приносить на трибуны стадиона и использовать: табачные изделия и зажигалки при условии их использования только в специально отведенных для курения зонах; атрибутику, официально утвержденную руководителями клубов и местными правоохранительными органами. Отдельные права предусмотрены для представителей объединений болельщиков, которым в целях поддержки команды (при назначении ответственных из числа болельщиков за каждую единицу нижеуказанных средств поддержки) разрешен пронос и использование: - барабанов с одной мембраной, с открытым дном, диаметром до 60 см и высотой до 40 см, со штатными палочками; - утвержденных баннеров различных конфигураций при условии, что они будут размещены на трибунах таким образом, что не будут мешать просмотру матча другими зрителями. Баннеры должны быть изготовлены из невоспламеняющихся материалов. Содержание баннеров должно быть направлено только на поддержку своего клуба, не должно содержать оскорбительных, нецензурных, провокационных текстов, слов, символов, изображений; - флагов на пластиковом пустотелом древке. Длина древка не может превышать 1,5 м. Флаги должны быть изготовлены из невоспламеняющихся материалов. Использование таких флагов разрешено на "гостевом" и "фанатском" секторах. Содержание изображений на флагах должно быть направлено только на поддержку своего клуба, не должно содержать оскорбительных, нецензурных, провокационных текстов, слов, символов, изображений. В свою очередь спортивные болельщики обязаны: - предъявлять сотрудникам, осуществляющим контрольно-пропускной режим, входные билеты, абонементы, приглашения, другие документы, дающие право прохода на стадион, а также пропуска на въезд автотранспорта на прилегающую территорию; - в целях обеспечения безопасности и воспрепятствования проноса запрещенных предметов при входе на стадион, а в некоторых случаях при входе на прилегающую огороженную территорию, проходить спецконтроль (досмотр); - занимать места на трибунах согласно входным билетам, абонементам и приглашениям; - выполнять законные распоряжения организатора матча, администрации стадиона, сотрудников правоохранительных органов и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, соблюдать общественный порядок и общепринятые нормы поведения; - незамедлительно сообщать администрации стадиона и сотрудникам правоохранительных органов о случаях обнаружения подозрительных предметов, случаях задымления или пожара, совершающихся правонарушениях, других угрозах безопасности; - бережно относиться к имуществу стадиона, соблюдать чистоту. Кроме этого, Правилами устанавливается обширный перечень запретов, налагаемых на болельщиков на время проведения футбольных матчей и других массовых соревнований. В соответствии со статьей 11 Технического регламента Континентальной хоккейной лиги, утвержденного протоколом Правления Континентальной хоккейной лиги от 30.03.2011 N 6, при проведении матчей чемпионата Континентальной хоккейной лиги болельщикам (зрителям) разрешается проносить в спортсооружение и использовать в ходе матча для поддержки своего клуба следующую атрибутику: а) шарфы, головные уборы, предметы одежды, содержащие знаки отличия клуба; б) атрибутику, официально реализуемую клубами в спортсооружении. Владельцы атрибутики обязаны предъявлять ее при входе на спортсооружение. Представителям объединений болельщиков разрешается использовать строго определенные средства поддержки своих клубов (барабаны, баннеры, флаги и т.д.) при назначении ответственных за каждое из таких средств

Представляется интересным привести примеры нормативного регулирования статуса спортивных болельщиков в законодательстве других государств. В Спортивном кодексе Франции значительное число норм посвящено вопросам организации и проведения спортивных мероприятий, в частности, обеспечению их безопасности (статьи L332-1 - L332- 21). В частности, в Спортивном кодексе Франции прописаны меры по борьбе с организациями спортивных болельщиков, совершающих противозаконные действия. Так, любые ассоциации или объединения, целью которых является поддержка спортивной ассоциации, чьи члены совместно во время проведения спортивного мероприятия или в связи с его проведением совершили действия, нанесшие ущерб имуществу, насильственные действия или действия, направленные на разжигание ненависти или дискриминации в отношении людей по причине их происхождения, пола, а также их действительной или предполагаемой национальной и религиозной принадлежности, иным признакам, могут быть расформированы на основании постановления, после уведомления консультативной национальной Комиссии по предупреждению насильственных действий во время проведения спортивных мероприятий (статья L332-18 Спортивного кодекса Франции). В Спортивном кодексе Франции также устанавливается целый комплекс мер ответственности за посягательства на безопасность спортивных мероприятий. Участие в открытом или тайном продолжении или возобновлении деятельности ликвидированных за нарушения ассоциаций или объединений наказывается одним годом тюремного заключения и штрафом в 15000 евро. Организация открытого или тайного продолжения или возобновления деятельности ассоциаций или объединений, ликвидированных (расформированных) в силу статьи L332-18 Спортивного кодекса Франции, наказывается двумя годами тюремного заключения и штрафом в 30000 евро. Вышеуказанные наказания увеличиваются соответственно до трех лет тюремного заключения и штрафа в 45000 евро и до пяти лет тюремного заключения и штрафа в 75000 евро, если нарушения, ставшие причиной для ликвидации (расформирования) ассоциации или объединения, были совершены в связи с происхождением, полом, а также действительной или предполагаемой национальной и религиозной принадлежностью пострадавших лиц (статья L332-19 Спортивного кодекса Франции). Предусмотрены санкции, применяемые и в отношении отдельных лиц - нарушителей общественного порядка на спортивных мероприятиях. Так, лицу, виновному в совершении такого рода правонарушения, в качестве дополнительного наказания может быть запрещено находиться около и входить в помещение, где проходит спортивное мероприятие, на срок до пяти лет (статья L332-11 Спортивного кодекса Франции). Кроме того, если своим поведением в связи с проведением спортивных мероприятий лицо представляет угрозу для общественного порядка, представитель государства в департаменте, а в Париже - префект полиции могут в административном порядке мотивированным постановлением в качестве превентивной меры запретить ему нахождение в помещении, где проходят такие мероприятия или публичные трансляции, либо около него (статья L332-16 Спортивного кодекса Франции)

Спортивный кодекс Франции (Законодательная часть): пер. с французского, вступительная статья с кратким комментарием к.ю.н. А.А.Соловьева; предисловие д.ю.н., проф. С.В.Алексеева / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. - М., 2009. - Вып. 2. - С. 30. - (Серия: "Актуальные проблемы спортивного права"). Нормы об ответственности спортивных болельщиков можно найти и в законодательстве Российской Федерации. В преддверии Олимпийских игр в Сочи летом 2013 года были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации). В частности, была введена новая статья 3.14 "Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения". Согласно части 1 указанной статьи административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения устанавливается на срок от шести месяцев до семи лет (часть 2 статьи 3.14 КоАП Российской Федерации). Установлена в КоАП Российской Федерации и административная ответственность за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований (статья 20.31). Так, нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей или обязательные работы на срок до ста шестидесяти часов с наложением административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от шести месяцев до трех лет либо без такового. Повторное совершение данного административного правонарушения или совершение указанного правонарушения, повлекшее за собой приостановление либо прекращение официального спортивного соревнования, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток с наложением административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от шести месяцев до семи лет либо без такового. Вопросы поведения болельщиков во время проведения спортивных мероприятий находят свое регулирование и на уровне международных правовых актов. 19 августа 1985 г. была принята Европейская конвенция Совета Европы "О предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и в частности футбольных матчей (ETS N 120)" (далее - Конвенция). Несмотря на то что главной целью Конвенции является предотвращение и подавление насилия и хулиганского поведения зрителей во время футбольных матчей, государства - участники Конвенции договорились применять ее условия и к другим видам спорта и спортивным мероприятиям с учетом особых требований последних, в отношении которых существуют опасения насилия или хулиганского поведения. Согласно пункту 2 статьи 3 Конвенции государства - участники Конвенции обязались поощрять организованность и хорошее поведение клубов болельщиков и назначение из их числа представителей, призванных содействовать контролю и информации зрителей по случаю матчей и сопровождать группы болельщиков, выезжающих на матчи, проходящие в других местах. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Конвенции в случае угрозы взрывов насилия и хулиганских действий государства - участники Конвенции следят - и в случае необходимости принимают соответствующее законодательство, включающее санкции за несоблюдение или другие надлежащие меры, - за тем, чтобы спортивные организации и клубы, а также в случае необходимости хозяева стадионов и государственные власти на основе полномочий, установленных внутренним законодательством, предпринимали конкретные действия вокруг стадионов и на стадионах для предупреждения или подавления такого насилия или таких хулиганских поступков. В положениях Конвенции также прописывается механизм осуществления международного сотрудничества в области борьбы со спортивными хулиганами. Отметим, что спортивные болельщики нечасто становятся участниками судебного разбирательства в рамках разрешения спортивных споров. Вместе с тем в практике международных судов имеются достаточно интересные примеры обращения спортивных болельщиков за защитой своих прав. Так, 7 марта 2013 г. Европейским Судом по правам человека было вынесено постановление по делу "Остендорф против Германии" (N 15598/08), в котором гражданин Остендорф заявлял о нарушениях пункта 1 статьи 5 Конвенции Совета Европы от 04.11.1950 N 5 "О защите прав человека и основных свобод (ETS N 5)" (далее - Конвенция о защите прав человека), который предусматривает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. Из содержания постановления усматривалось, что заявитель направлялся из г. Бремена в г. Франкфурт-на-Майне с группой футбольных болельщиков для посещения футбольного матча. На основании полученных от бременской полиции сведений о том, что болельщики намерены применять насилие и что заявитель руководит ими, франкфуртская полиция провела обыск, изъяла приспособление для защиты зубов и несколько пар перчаток, наполненных песком, и взяла группу под наблюдение. Полиция также предложила заявителю оставаться с группой и задержала его за уклонение от этого. Мобильный телефон заявителя был изъят, заявитель содержался в полиции в течение четырех часов, а через час после матча его освободили. Жалоба заявителя во франкфуртскую полицию на незаконное задержание была отклонена, как и последующий иск против земли Гессен: административные суды со ссылкой на гессенский Закон об общественной безопасности и порядке решили, что заключение заявителя под стражу было необходимо для предотвращения неминуемого совершения насильственного преступления. В постановлении Европейского Суда по правам человека указывалось, что, несмотря на сравнительно непродолжительное содержание под стражей, заявитель был лишен свободы в значении пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека. Франкфуртская полиция основала свою оценку о подготовке им насильственных преступлений на ряде фактических данных: информации, полученной от бременской полиции, средствах, обычно используемых в хулиганских столкновениях, которые были найдены у членов группы, контакте заявителя с хулиганом из г. Франкфурта и, наконец, на его уклонении от исполнения требования о нахождении в составе группы. Таким образом, полиция имела достаточную информацию для предположения о том, что заявитель планирует хулиганское столкновение, во время которого будут совершены конкретные преступления, а именно нападения и нарушения общественного спокойствия. Таким образом, его содержание под стражей могло рассматриваться как осуществлявшееся с целью предотвратить совершение им правонарушения по смыслу подпункта "c" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека. Что касается возможного обоснования содержания под стражей в соответствии с подпунктом "b" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека (никто не может быть лишен свободы иначе, как в случае законного задержания или заключения под стражу (арест) лица за неисполнение вынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом) как осуществляемого "с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом", Европейский Суд по правам человека признал, что обязательство, возложенное на заявителя, было достаточно ясным и конкретным для соблюдения требований его прецедентной практики. Чтобы исключить применение произвольного содержания при таких обстоятельствах, до заключения о неисполнении данного обязательства требовалось, чтобы заинтересованные лица сознавали, от совершения каких действий они должны воздержаться, и продемонстрировали нежелание подчиниться. В настоящем деле заявитель сознавал, что от него требуется воздержаться от организации столкновения между враждующими группами хулиганов, и до задержания ему предлагалось оставаться с группой путешествующих болельщиков под угрозой ареста. Пытаясь избежать полицейского надзора и вступить в контакт с другим хулиганом, он продемонстрировал, что не намерен соблюдать обязанность сохранения порядка. Таким образом, заключение его под стражу обеспечивало исполнение обязанности воздержаться от организации драки и участия в ней и не имело карательного характера. Европейский Суд по правам человека не имел оснований полагать, что во время нахождения под стражей заявитель проявил готовность соблюдать свою обязанность по сохранению общественного порядка. Следовательно, его обязанность для целей подпункта "b" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека была исполнена, только когда она перестала существовать, поскольку матч закончился и другие хулиганы разошлись, и в этот момент он был освобожден. Соответственно его содержание под стражей в течение четырех часов было пропорционально цели обеспечения немедленного исполнения его обязанности в общественных интересах не препятствовать мирному прохождению спортивного мероприятия с участием большого количества зрителей и было оправдано с точки зрения подпункта "b" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека. Вместе с тем оно было законным в соответствии с гессенским Законом об общественной безопасности и порядке. В результате рассмотрения дела Европейский Суд по правам человека единогласно установил отсутствие нарушений статьи 5 Конвенции о защите прав человека <4>. -------------------------------- <4> Информация о постановлении ЕСПЧ от 07.03.2013 по делу "Остендорф (Ostendorf) против Германии" (жалоба N 15598/08) // СПС "КонсультантПлюс: Версия Проф" [Электронный ресурс]. - М., 2014. В заключение отметим, что законодательство Республики Беларусь относительно закрепления правового статуса спортивного болельщика может быть усовершенствовано с учетом имеющегося зарубежного опыта. Представляется, что вышеуказанные примеры установления в законодательстве конкретных мер ответственности за неподобающие действия спортивных болельщиков могут быть заимствованы и белорусским законодателем. Кроме того, полагаем необходимым установить в законодательстве понятие спортивного болельщика, а также урегулировать правовой статус объединений спортивных болельщиков. В данных вопросах за основу можно взять предложения по регулированию указанных аспектов в проекте Спортивного кодекса Республики Беларусь (далее - проект Спортивного кодекса), разработанного Комиссией по спортивному праву общественного объединения "Белорусский республиканский союз юристов" и размещенного на сайте объединения <5>. -------------------------------- <5> www.union.by. Так, в соответствии с положениями проекта Спортивного кодекса спортивный болельщик - физическое лицо, переживающее за спортивные результаты, показываемые спортивными клубами, спортсменами, тренерами, которых он поддерживает. Объединение спортивных болельщиков - общественное объединение, основанное на членстве болельщиков, главными целями которого являются представление и защита интересов своих членов, поддержка организаций физической культуры и спорта, спортивных клубов, спортсменов, тренеров и проведение общественного контроля в области спорта. Задачами объединения спортивных болельщиков являются: объединение разных по профессии, возрасту и иным признакам граждан на основе народной любви к конкретному виду спорта, спортивному клубу, спортсмену; формирование положительного морального облика и поведения болельщиков в ходе проведения спортивных мероприятий; установление и осуществление постоянного контакта с поддерживаемыми объединением спортивными клубами, спортсменами, тренерами для получения оперативной информации об их спортивной подготовке, результатах и жизнедеятельности; обеспечение организованной поддержки спортивных клубов, спортсменов, тренеров во время проведения спортивных соревнований; содействие борьбе с проявлениями насилия на спортивных мероприятиях, борьбе против любых форм дискриминации в спорте; участие в волонтерской деятельности при проведении спортивных мероприятий; содействие увеличению посещаемости спортивных мероприятий; содействие развитию у молодежи социальной активности, созданию и распространению новых форм проведения досуга молодежи; осуществление иной не запрещенной законодательством деятельности, направленной на популяризацию информации о поддерживаемом виде спорта, спортивном клубе, спортсмене. Объединение спортивных болельщиков вправе: свободно распространять информацию о своей деятельности; представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти и местного самоуправления в установленном законодательством порядке; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения и участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления; осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законодательством об общественных объединениях; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность. Объединение спортивных болельщиков обязано: осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством; размещать в средствах массовой информации отчет о своей деятельности и планируемых мероприятиях. Вместе с тем полагаем, что перечень прав и обязанностей спортивных болельщиков, посещающих спортивные мероприятия, может успешно регулироваться актами, принимаемыми непосредственными организаторами таких спортивных мероприятий (спортивными федерациями, лигами, клубами и т.д.).

 

ПРАВИЛА
поведения зрителей на стадионах во время проведения футбольных матчей и других
массовых соревнований
Настоящие Правила определяют нормы поведения зрителей на стадионе при посещении
футбольных матчей, проводимых на территории Республики Беларусь
1 Общие положения
1.1. Зрителями признаются граждане, прибывшие на стадион при наличии входного
билета, абонемента, приглашения, других документов установленного образца, и не
связанные с организацией и обеспечением проведения матча.
1.2. Организатор матча в целях обеспечения безопасности отдельных категорий зрителей
может вводить особые условия посещения матча для этих категорий с обязательным
уведомлением о принятом решении администрации стадиона, правоохранительных
органов, зрителей до начала реализации входных билетов.
1.3. Вход в стадион подразумевает принятие и добровольное исполнение зрителями
данных Правил, действующих в течение всего времени их нахождения на стадионе.
1.4. Контроль за соблюдением Правил возлагается на организатора матча, сотрудников
правоохранительных органов, МЧС, а также служб стадиона, привлекаемых для
обеспечения контрольно-пропускного режима, рассадки зрителей и охраны
общественного порядка (службы безопасности, контролеры, администраторы, стюарды,
волонтеры и др.).
1.5. Зрители, не соблюдающие Правила, не допускаются на стадион или выдворяются за
его пределы без возмещения стоимости входного билета, а в случаях совершения ими
противоправных действий привлекаются к административной или уголовной
ответственности.
1.6. Организатор матча вправе проводить фото-, видеосъемку зрителей с целью
предупреждения противоправной деятельности.
2 Болельщики имеют право
2.1. При наличии входных билетов, абонементов, приглашений, других документов
установленного образца входить на стадион до и во время матча. Время начала прохода
на стадион определяется совместным решением организатора матча, администрации
стадиона и правоохранительных органов.
2.2. Пользоваться всеми услугами, предоставляемыми организаторами матча и
администрацией стадиона.
2
2.3. Приносить на трибуны стадиона и использовать:
табачные изделия и зажигалки, при условии их использования только в специально
отведенных для курения зонах;
атрибутику, официально утверждѐнную руководителями клубов и местными
правоохранительными органами.
2.4. Представителям объединений болельщиков в целях поддержки команды, при
назначении ответственных из числа болельщиков за каждую единицу нижеуказанных
средств поддержки, разрешен пронос и использование:
•барабанов с одной мембраной, с открытым дном, диаметром до 60 см и высотой до 40
см, со штатными палочками;
•утверждѐнных баннеров различных конфигураций, при условии, что они будут
размещены на трибунах таким образом, что не будут мешать просмотру матча другими
зрителями. Баннеры должны быть изготовлены из невоспламеняющихся материалов.
Содержание баннеров должно быть направлено только на поддержку своего клуба, не
содержать оскорбительных, нецензурных, провокационных текстов, слов, символов,
изображений;
•флагов на пластиковом пустотелом древке. Длина древка не может превышать 1,5 м.
Флаги должны быть изготовлены из невоспламеняющихся материалов. Использование
таких флагов разрешено на «гостевом» и «фанатском» секторах. Содержание
изображений на флагах должно быть направлено только на поддержку своего клуба, не
содержать оскорбительных, нецензурных, провокационных текстов, слов, символов,
изображений.
Средства поддержки, содержащие слова и выражения на иностранном языке, должны
иметь русский перевод.
Средства поддержки, содержащие аббревиатуры и сочетания цифр, должны быть
утверждены руководством клуба и территориальными правоохранительными органами.
В случае нарушения болельщиками настоящих Правил может быть принято решение о
запрете использования на футбольных матчах вышеперечисленных средств поддержки.
3 Болельщики обязаны
3.5. Незамедлительно сообщать администрации стадиона и сотрудникам
правоохранительных органов о случаях обнаружения подозрительных предметов,
случаях задымления или пожара, совершающихся правонарушениях, других угрозах
безопасности.
3.6. Бережно относиться к имуществу стадиона, соблюдать чистоту.
4 Болельщикам запрещается
3
4.1. Находиться на стадионе в состоянии алкогольного, наркотического или
токсического опьянения.
4.2. Проносить на стадион, использовать, приводить в действие:
•спиртные напитки;
•любого вида оружие и боеприпасы;
•колющие или режущие предметы;
•дымовые шашки;
•фаеры;
•сигнальные ракеты;
•петарды;
•пиротехнику;
•иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления,
использование которых может привести к задымлению, воспламенению и иным
негативным последствиям;
•огнеопасные, взрывчатые, ядовитые, отравляющие и едко пахнущие вещества;
•легковоспламеняющиеся, пожароопасные материалы и предметы;
•красящие вещества;
•наркотические средства;
•радиоактивные материалы;
•газовые баллончики нервнопаралитического и слезоточивого воздействия;
•лазерные устройства;
•другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия;
•жестяные банки, стеклянную, пластиковую посуду, бутылки и емкости;
•крупногабаритные вещи, мешающие другим зрителям, а также нормальному
проведению мероприятия;
•барабаны, дудки, мегафоны и другие подобные предметы, профессиональную фото- и
видеотехнику, средства для трансляции через интернет;
•радиостанции;
•вещи, размеры которых превышают 25Х25Х25 см.;
•предметы, которые могут быть использованы, как метательные: зонтики типа «Трость»,
упаковки «Тетрапак».
4.3. Курить в местах, где это запрещено администрацией стадиона.
4.4. Разжигать огонь.
4.5. Бросать предметы на трибуны, футбольное поле и пространство вокруг него, а также
целенаправленно в зрителей, футболистов, тренеров, судей, представителей клубов,
стадиона, сотрудников правоохранительных органов, официальных лиц организатора
соревнований.
4.6. Носить и выставлять напоказ знаки, атрибутику и иную символику фашистского и
расистского характера.
4.7. Использовать слова и выражения, а также жестикуляцию фашистского и расистского
характера.
4
4.8. Использовать нецензурные и оскорбительные слова и выражения, а также
жестикуляцию.
4.9. Использовать атрибутику, баннеры, скандирование, выкрики, жестикуляцию,
возбуждающие социальную, расовую, религиозную, национальную и
межгосударственную ненависть, а также социальное, расовое, религиозное,
национальное и межгосударственное превосходство.
4.10. Использовать элементы одежды, иные предметы и методы с целью скрытия лица.
4.11. Нарушать общественную мораль и нормы поведения путем обнажения частей тела
во время нахождения на стадионе.
4.12. Вести себя провокационно, угрожающе в отношении зрителей и участников матча,
создавать угрозу жизни и безопасности себе, другим лицам, или подвергать опасности
кого бы то ни было, каким бы ни было образом.
4.13. Выходить за ограждения к футбольному полю и на него, появляться в раздевалках
команд, судей, пресс-центрах и других служебных помещениях.
4.14. Находиться во время проведения матча в проходах, на лестницах, создавать помехи
передвижению участников и зрителей, вставать на сидения, прыгать, устраивать
имитацию противоправных действий, находясь на трибунах, забираться на ограждения,
парапеты, осветительные устройства, мачты, несущие конструкции, наносить вред
имуществу спортсооружения и зрителей.
4.15. Приходить на стадион с животными.
4.16. Проводить любые политические акции.
4.17. Осуществлять торговлю, распространять любым способом продукцию рекламного,
сувенирного, политического, религиозного и расистского характера (включая плакаты,
листовки, буклеты).
4.18. Осуществлять спекулятивную торговлю с рук входными билетами на матч.

свернуть