Советы психолога

Как общаться с подростком в период подготовки и сдачи экзаменов

Время весны и начала лета для школьников и девятых, и одиннадцатых классов — это период сдачи школьных экзаменов и прохождения вступительных испытаний. Безусловно, он характеризуется высоким интеллектуальным, эмоциональным и физическим напряжением как для учителей, так для школьников и их родителей. Жизненная значимость и важность этого момента бесспорна. Это переходный этап для ребенка, который требует от него максимальной концентрации и ресурсного включения для определения профессиональных и во многом жизненных позиций личности. Учителя и родители – это тот ближний круг, которые наиболее интенсивно вовлечены в коммуникативное пространство школьника. Очевидно, что преувеличить важность их роли и функций сложно.

В данной статье хочется сделать акцент на особенности и важности установок, которые транслируют значимые взрослые в общении с подростком в этот период. В такой ситуации стратегически верным поддерживать жизнестойкость как базовую установку взаимодействия. Во-первых, она работает на укрепление личностной способности к стрессоустойчивости и адаптации в новых условиях. Во-вторых, формирует поддерживающую подростка среду, необходимую в приобретении нового жизненного опыта. В-третьих, снижает общий градус напряжения всех участников экзаменационной страды.

Постарайтесь донести ребенку о том, что необходимо прожить ситуацию в ее полноте. Пусть школьник что-то делает, действует, находясь в эпицентре событий. Это снимет напряженность от ожидания грядущего момента, излишних волнений и тревог. С такой установкой школьник ощущает, что экзамен – это не одноактное действие, а процесс, в котором он принимает участие уже сейчас. Шаг за шагом, повседневно выполняя поступательные задачи, мы проходим этот путь. Подготовка, отдых, питание, спорт, чтение и множество прочих вещей уже сейчас работают на успех такого большого дела. И он уже сейчас мало-по-малу «сдает» грядущий экзамен.

Важно разделить и проговорить то, что ребенок может контролировать, и то, на что ребенок повлиять сам не может. Существуют личные факторы, которые являются сильной стороной того или иного ребенка (интерес, профессиональная предрасположенность личности, способности, знания по предмету, интересы и прочее). Эту сторону необходимо в коммуникации культивировать как ресурсную и работать над её усилением (продолжать заниматься совершенствованием своих навыков, развивать способности, расширять знания по предмету). Мы демонстрируем, что такими действиями можно самому влиять на успешный ход событий и некоторым образом управлять в ситуации экзамена. Однако также необходимо в коммуникации проговаривать, что в любом деле существуют моменты, в отношении которых мы бессильны. К примеру, есть такие вещи как поток абитуриентов на выбранную специальность в год поступления, уровень их подготовки, сложность заданий на итоговых школьных или вступительных испытаниях и множество прочих объективных обстоятельств, которые мы можем принять как факт, но изменить их не в состоянии.

Принципиальным моментом в коммуникативном взаимодействии будет не только обозначить, но и научить различать подростка вещи от него зависящие и независящие, это предоставит ему возможность адекватной оценки ситуации и себя в данной ситуации, что укрепит его личностные позиции в прохождении сложных жизненных испытаний. Помимо этого, избавит от разрушающей привычки обвинения себя во всем как результат непринятия объективных вещей или обвинения всех и всего окружающего как результат нежелания брать ответственность за свои действия.

В семейных беседах, просто в каждодневном взаимодействии, настоятельно рекомендуем позволить принять подростку решение по поводу своего будущего самостоятельно. Важно делать акцент, что решение в выборе своей профессии – это его решение, которое он должен принять, прислушиваясь к себе, а не к советам всех окружающих какими бы привлекательными они ни были. Только в таком случае установки в коммуникации, направленные на формирование жизнестойкости будут иметь особенный вес и значение для его натуры и психологического здоровья в целом.

Период экзаменов в школе и период вступительных испытаний необходимо рассматривать в коммуникации с подростком как некий вызов, рисковый момент своей жизни, который требует от участника максимальной личной концентрации. Очень продуктивно объяснять и говорить ребенку, почему важно принимать вызов, а не уклоняться от него. В качестве награды или личной выгоды от участия в такого рода рисковом мероприятии подросток в любом случае получает шанс, новую, ранее неведомую возможность, какие-либо изменения, толчок к развитию и саморазвитию, свой уникальный путь движения, опыт. Просто замечательно, если все получится, это подкрепляет веру в собственные силы и успех в будущем. Но даже если что-то не получилось или получилось частично – это тоже очень важно, это тоже выигрыш, благодаря чему все равно становишься другим. Так как можно оценить происходящее, проанализировать, скорректировать направления дальнейшего своего роста для того, чтобы двигаться дальше.

Важно сказать, что установки жизнестойкости уникальным образом и с наибольшей основательностью могут передавать именно родители посредствам своих посланий. В родительских коммуникативных посланиях происходит закрепление важных позиций жизнестойкости. Модель реагирования, смысловые интерпретации происходящего в период прохождения школьных экзаменов и вступительных испытаний могут во многом стать стойкой моделью совладания со стрессовой жизненной ситуацией как одно из наиболее ярких подростковых переживаний. Безусловно, что в этот момент закрепляются схемы жизнестойкости, которые будут рабочими на протяжении всей жизни.

свернуть

Рекомендации психолога: как эффективно подготовиться к экзаменам и ЦТ

Подготовка к сдаче экзаменов и ЦТ – напряженный и ответственный этап в жизни каждого выпускника. В этот период школьникам зачастую катастрофически не хватает времени, они устают, недосыпают... Как наиболее эффективно подготовиться к контрольным испытаниям и не навредить своему психическому и физическому здоровью? Как научиться мобилизовать себя и овладевать собственными эмоциями? Как организовать себя в период подготовки к экзаменам?

 

Организация времени в период подготовки к экзаменам и ЦТ

У каждого человека вырабатывается свой ритм жизни, и в период подготовки к экзаменам и ЦТ его коренным образом менять не стоит. Особое внимание необходимо обратить на организацию учебного и свободного времени, внести некоторые коррективы для более продуктивного его использования. С этой целью необходимо установить причины его недостатка, то есть в течение хотя бы нескольких дней проанализировать количество времени, затраченного на выполнение определенных дел.

Самонаблюдение – это хороший способ получения новой информации о себе, о собственной занятости, это возможность проверить свою готовность учиться организовывать время. Природа предоставила в наше распоряжение время, которое может отнять у нас всякий, кто этого захочет. Но важно не позволять ускользнуть ему и проанализировать причины его потери, а именно:

  • не умею отделять важные дела от второстепенных;
  • не применяю эффективные приемы запоминания учебного материала;
  • не знаю своих биологических ритмов, часов наиболее высокой умственной работоспособности;
  • отвлекаюсь на телефонные звонки (и надолго);
  • не умею говорить «нет»;
  • не довожу начатое дело до конца;
  • много времени трачу на мелкую и рутинную работу, а до важных дел не дохожу;
  • не всегда предварительно планирую свой день;
  • начиная новое дело, долго раскачиваюсь;
  • откладываю дела, поступки, действия до какого-нибудь срока;
  • личная неорганизованность (беспорядок на письменном столе, в комнате и др.).

Определите хотя бы три основные причины «поглотителя» своего времени и попытайтесь устранить их.

Рассмотрим одного из главных виновников потери времени – привычку оставлять дела на потом.

 

Привычка откладывать дела на потом

Промедление часто не осознается человеком, так как для многих оно вошло в привычку. Это защитный механизм в сохранении своего «я»: лучше отложить дела на потом, нежели встретиться с реальностью сейчас. Иллюзорное представление о себе заставляет переносить запланированное действие и мотивировать это так: «Я должен быть совершенным»; «Все, что я делаю, должно получаться легко и без особых усилий»; «Я никогда не должен проигрывать» и др. Кто в это верит, не может проиграть, потому что никогда по-настоящему не участвует в состязаниях. Безопаснее ничего не предпринимать, чем рискнуть и проиграть. Некоторые постоянно откладывают свои дела на неопределенный срок. Можно задать себе несколько вопросов: что изменится вокруг меня, если я не так хорошо справлюсь с заданием? насколько все будет плохо? что со мной произойдет?

Школьники часто сильно преувеличивают ситуацию. На некоторые события они реагируют так, будто начинает рушиться жизнь. Ожидание катастрофы парализует. Надо понять, что это только собственные фантазии, выросшие из страхов. Следует отметать отрицательные установки, контролировать свои мысли, не позволять негативному мышлению завладеть сознанием. Положительные мысли нужно культивировать, следует приучить к ним свой мозг. Позитивное самопрограммирование уравновешивает эмоциональное состояние, освобождает психические процессы для активной внутренней работы. Необходимо помнить, что когда учащийся непосредственно занимается делом, то тревога уходит, так как энергия используется на конструктивное решение задач.

Потерю времени также существенно сократит применение некоторых способов запоминания учебного материала.

 

Как лучше запомнить учебный материал

Для более эффективного запоминания учебного материала необходимо использовать разные виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную. Выясните свой ведущий тип памяти, с помощью которого вам легче усваивать информацию, и в дальнейшем постарайтесь организовать работу так, чтобы применять именно его.

Осмысленность и прочность запоминания существенно повышает логическая работа с материалом с опорой на образные связи. Необходимо вызывать соответствующие образы, представить их зрительно, ассоциировать с учебным материалом.

Осознанному запоминанию способствует смысловая группировка учебного материала. Для этого необходимо:

  • разделить материал на части, в каждой выделить главное; придумать к каждой заголовки, которые служат смысловой опорой запоминания;
  • установить связи между выделенными частями изучаемого материала и понять логическую последовательность их расположения;
  • прочитать материал полностью, определить его общий смысл.

При таком способе заучивания все его части запоминаются не изолированно, а в связи друг с другом. Это имеет большое значение для его осознанного понимания и воспроизведения.

Чтобы лучше усвоить информацию, применяют прием сравнения. Установление только общего в учебном материале затрудняет его припоминание.

 Для более быстрого запоминания учебного материала рекомендуется использовать мнемонические приемы. С этой целью необходимо как бы завязывать «узелки на память». Например, чтобы запомнить число 1357, необходимо внимательно рассмотреть цифры. Можно увидеть, что они нечетные и каждая последующая больше предыдущей на два.

Также применяют прием смыслового кодирования. Например, предлагается запомнить число 314 159. Для продуктивного запоминания необходимо заменить число фразой: «Это я знаю и помню прекрасно». Количество букв в каждом слове соответствует цифрам данного числа.

Важным условием эффективного запоминания и длительного сохранения учебного материала в памяти является повторение. Оно должно быть не пассивным, а активным. Также материал необходимо пересказать. Повторное чтение создает иллюзию знания, так как не происходит осмысленной переработки сведений.

Учебный материал запоминается надолго, если соблюдаются принципы рационального повторения. Суть их состоит в следующем.

  1. Необходимо повторять информацию после ее прочтения, так как материал чаще забывается на первых стадиях запоминания (примерно через час, если его только прочитать). При запоминании текстовой информации второй раз повторять ее желательно через 20 минут после первого, третий – через 6–8 часов (в день запоминания), четвертый – на следующий день, через 24 часа. Чтобы запомнить точные данные, повторять их второй раз лучше через 40–60 минут, третий – через 3–4 часа (в день запоминания), четвертый – в течение следующего дня.

Большое количество осмысленных повторений способствует прочному запоминанию учебного материала.

  1. Повторять нужно столько, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. Очень важно в этой ситуации сделать установку на длительный срок, чтобы экзамен не прошел по схеме «сдал и забыл».
  2. Промежутки времени между повторениями необходимо по возможности удлинять. Период, когда вы вовсе не обращаетесь к заучиваемому материалу, гораздо важнее для запоминания, чем «рабочие» дни.
  3. Сложный материал следует повторять в часы наибольшей умственной работоспособности, а также перед сном, а затем утром, на свежую голову .
свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: