Советы педагога социального
Профилактика компьютерной зависимости подростков
1. Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться.
2. Постоянно проявляйте внимание и содействуйте развитию интересов и склонностей подростка.
3. Поощряйте его творческие начинания от увлечения музыкой до катания на лыжах. Помните, что компьютерная зависимость реже проявляется у подростков, занимающихся спортом, поэтому следите, чтобы ваш ребенок должное время уделял физическим нагрузкам.
4. Учитывайте личный пример в использовании возможностей компьютера:
-делайте акцент на применении компьютера в своей работе;
- используйте его в качестве помощника в совместном с ребенком досуговом творчестве (компьютерный дизайн, моделирование и пр.), попутно прививая навыки культуры общения с современной техникой.
5. Культивируйте чувства семейной, коллективной общности. Одиночество (в силу разных причин) - повод и основание для ухода в виртуальный мир.
6. Корректно используйте свое право на запрет, так как «запретный плод всегда сладок».
7. Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности и односторонность переживаний в режиме on-line.
Рекомендации родителям подростка
1. Заинтересованность и помощь. Родительская поддержка порождает доверительные
отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков,
способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская
поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе,
импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и
антиобщественному поведению.
2. Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к
эмпатии (сопереживанию), отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания
мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к
подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений
в семье.
3. Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с
близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом
проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают
отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение, что может
привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо
к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к
близким людям, в том числе и к детям.
4. Признание и одобрение со стороны родителей.
5. Доверие к ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители
проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в
себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом) больше других
склонны бояться за своих детей.
6. Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку. Достижение
подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуализации, когда он
занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает
новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями,
стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить
собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей,
систему ценностей, ставят перед собой иные цели, иные интересы и иные точки зрения.
7. Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где
родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и
поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются
пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне
требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные
надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка,
подавляет развитие его личности, что, в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в
отношениях между родителями и детьми.
8. Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания;
следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у
подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как
правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.
9. Сотрудничество с педагогами. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем, педагогом-психологом, зав.учебного отделения, зам.директора по воспитательной работе.
10. Интересуйтесь с кем общается ваш ребенок. Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.
Принципы отношений взрослых и детей
- Принцип равенства. Мир детей и мир взрослых совершенно равноправные части мира человека.
- Принцип диалогичности. Мир детства представляет собой особую ценность для взрослых: диалог двух миров (детей и взрослых) составляет учебно-воспитательный процесс.
- Принцип сосуществования. Мир детства и мир взрослых должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идеи невмешательства, не навязывания друг другу своих ценностей и законов.
- Принцип свободы. Предоставление миру детства полной свободы в выборе собственного пути. Взрослые обязаны сохранять жизнь и здоровье детей.
- Принцип единства. Мир детства и мир взрослых не образуют двух разграниченных миров, но составляют единый мир людей.
- Принцип принятия. Особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, каковы они есть. Отношения должны складываться только на основе безоговорочной любви.
Рекомендации педагога социального родителям
Самое большое счастье –
видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!
1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она одаренности и реализации личности в обществе?
2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
3. Оценивайте уровень развития ребенка.
4. Избегайте длинных объяснений или бесед с ребенком.
5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.
6. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
Развивайте в своих детях следующие качества:
- уверенность (объективная самооценка);
- понимание достоинств и недостатков в себе и в окружающих;
- интеллектуальная любознательность;
- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению;
- готовность нести ответственность за свои поступки;
- умение находить язык с людьми всех возрастов.
Законы родительской истины
Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребенка можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы.
Закон 1.
Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
Закон 2.
Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формулируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.
Закон 3.
Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.
Закон 4.
Не налагайте запретов. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
Закон 5.
Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки. Дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
Закон 6.
Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
Закон 7.
Учите ребенка смеяться над собой. Гораздо лучше, если он будет обращать все в шутку, когда над ним смеются другие люди.
Закон 8.
Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!
Закон 9.
Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».
Закон 10.
Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном.
Мы в социальных сетях