Ресурсный центр
Анализ деятельности ресурсного центра
Анализ деятельности ресурсного центра по учебному
предмету «Трудовое обучение» (обслуживающий труд) государственного учреждения образования
«Средняя школа №2 г.Дзержинска»
Ресурсный центр по предмету «Трудовое обучение» (обслуживающий труд) создан при государственном учреждении образования «Средняя школа №2 г.Дзержинска», достигшей в направлении трудового обучения общезначимых педагогических результатов, обладающей кадровым потенциалом для организации деятельности по систематическому ознакомлению педагогической общественности с опытом работы по направлениям: выполнение программ по предмету, олимпиадное движение, работа с высокомотивированными к данному предметному направлению учащимися, реализация педагогических инициатив.
В соответствии с направлениями своей деятельности ресурсный центр работает в тесном сотрудничестве со структурными подразделениями МОИРО, управлением по образованию, спорту и туризму Дзержинского районного исполнительного комитета, учреждениями дополнительного образования района.
Основными направлениями деятельности ресурсного центра являются:
формирование банка педагогической и методической информации;
создание медиатеки по предмету, предназначенной для работы с педагогами и учащимися района;
формирование фонда интерактивных средств обучения для проведения учебной и внеклассной работы по предмету;
предоставление имеющихся ресурсов для подготовки к участию и проведению олимпиад, научно-практических конференций, семинаров, курсов;
проведение на базе центра учебных сборов по подготовке к областному и республиканскому этапу олимпиады по обслуживающему труду;
помощь в организации и проведение семинаров, работы творческих объединений для учащихся;
организация работы, методических консультаций по предмету для специалистов района;
участие в проектах в области образования;
мастерская по обслуживающему труду оборудована всем необходимым для реализации программ общего среднего образования по предмету, оснащена необходимым оборудованием для развития детского творчества.
Имеются:
бытовые швейные машины для занятий по швейному делу (многооперационные – 3 шт., универсальные – 9 шт., с ножным приводом – 2 шт., оверлок – 1шт.);
для практических занятий по разделу «Кулинария» учебной программы оборудована кухня, имеется электроплита с духовым шкафом, посуда, кухонные принадлежности.
Демонстрационное оборудование: компьютер, принтер, 42” ЖКИ-телевизор.
Совершенствуется методическое обеспечение ресурсного центра:
накопительные дела на бумажных носителях: тематические папки по различным техникам декоративно-прикладного творчества (вышивка, вязание, соломка, пэчворк, ришелье, вышивка набором, изонить и др.), личные портфолио участников олимпиад, документация по ТБ, практические задания по подготовке к олимпиадам, разработки уроков и факультативных занятий по предмету; имеется большой спектр методической литературы по разделам курса.
Собраны электронные версии пособий и научно-популярной литературы по предмету, в том числе по белорусскому народному творчеству, постоянно пополняется электронная база журнала «Вязание», электронные накопительные дела по различным техникам декоративно-прикладного творчества с презентациями, разработками занятий, фотоматериалами, презентациями проектов участников олимпиад, материалы к урокам по обслуживающему труду.
Ресурсный центр обеспечивает непрерывную подготовку команды района и области к участию в республиканской олимпиаде по учебному предмету «Трудовое обучение». На базе ресурсного центра постоянно проводится второй этап республиканской олимпиады по учебному предмету «Трудовое обучение». В третьем этапе республиканской олимпиады по трудовому обучению приняли участие трое учащихся. Победителями третьего этапа республиканской олимпиады в 2023/2024 учебном году стала учащаяся 9 класса Сайко Дарья (Диплом III степени) и учащаяся 10 класса Круглик Юлия (Диплом II степени).
Оказание методической поддержки педагогам района осуществляется через активное внедрение продуктивных форм, таких как презентация опыта работы, творческие группы и др.
Представление результатов реализации педагогического проекта на методических мероприятиях:
№ |
Педагог |
Название (тема) выступления/занятия |
Форма и /или название мероприятия |
Уровень, дата проведения мероприятия |
1. |
Кардаш Н. Л., учитель |
Проведение практических занятий |
Областные сборы |
Областной, 11.03.2024 |
2. |
Кардаш Н. Л., учитель |
Проведение практических занятий |
Областной профильный лагерь |
26.03.2024 |
3. |
Кардаш Н. Л., учитель |
Проведение мастер-класса «Отработка ручных стежков на уроках трудового обучения» |
Заседание учебно-методического объединения по учебному предмету «Трудовое обучение» (обслуживающий труд) |
Районный, 12.04.2024
|
Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод, что ресурсный центр по обслуживающему труду в нашем учреждении представляет собой имущественный комплекс, включающий технологические, информационные, кадровые, научно-методические ресурсы для организации процесса обучения, способный повысить профессиональную компетентность педагога по вопросам современного содержания образования.
Анализ деятельности ресурсного центра свидетельствует о том, что задачи, поставленные перед ресурсным центром, выполнены. Результаты участия педагогов в мероприятиях, которые предлагал ресурсный центр, свидетельствуют о востребованности услуг центра на школьном, районном, областном уровнях.
Положение о ресурсном центре
|
УТВЕРЖДАЮ Директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 2 г. Дзержинска» _____________ Т.Н.Непогода «_____» _______________2024г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
о ресурсном центре
государственного учреждения образования
«Средняя школа №2 г.Дзержинска»
по учебному предмету «Трудовое обучение»
(обслуживающий труд)
от _________________ № _________
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Положение определяет цели, задачи, организацию деятельности, направления работы, структуру, финансирование ресурсного центра по учебному предмету «Трудовое обучение» (далее − Центр).
2. Центр – структурное подразделение, обеспеченное высококвалифицированными педагогическими кадрами, на базе которого осуществляется интеграция и концентрация материально-технических, педагогических, информационных, интеллектуальных и других ресурсов образования.
3. В своей деятельности Центр руководствуется законодательством Республики Беларусь, нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь, управления образования Минского областного исполнительного комитета, управления по образованию, спорту и туризму Дзержинского районного исполнительного комитета и настоящим Положением.
4. Центр не является юридическим лицом.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
5. Основной целью деятельности Центра является распространение перспективного педагогического опыта, обеспечивающего решение приоритетных направлений системы образования Дзержинского района
6. Задачами Центра являются:
повышение потенциала системы образования района за счет концентрации материально-технических, педагогических, интеллектуальных, информационных и финансовых ресурсов;
информационная и научно-методическая поддержка образовательного процесса по реализуемому содержательному направлению;
ведение научно-исследовательской, инновационной, проектной деятельности;
выявление образовательных потребностей педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
консультирование педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, оказание им информационно-методической поддержки по актуальным вопросам образования;
организация обучения различных категорий педагогических работников по использованию в практике работы новейших достижений в области образования, оперативному овладению перспективным педагогическим опытом, новаторскими методами обучения и воспитания, навыками управления;
распространение перспективного педагогического опыта, ознакомление педагогической общественности с результатами работы по реализуемым содержательным направлениям через создание и сопровождение веб-сайтов, электронных СМИ, осуществление издательской деятельности;
эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА
7. Организационно-методическая работа^
предоставление имеющихся материально-технических, педагогических, информационных, интеллектуальных, программно-методических ресурсов для:
подготовки и проведения научно-практических конференций, семинаров, курсов повышения квалификации по актуальным вопросам развития образования района;
подготовки участников конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
участия в реализации районных, областных, республиканских педагогических проектов;
содействия функционированию сети районных методических объединений педагогических работников;
организации научно-исследовательской деятельности учащихся;
организации методических консультаций.
8. Информационно-методическая работа:
участие в формировании банка педагогической и методической информации;
изучение перспективного педагогического опыта и достижений в системе общего среднего образования и их распространение;
участие в разработке стандартов общего среднего образования и региональных программ, примерной учебно-программной документации;
разработка и внедрение инновационных образовательных технологий;
разработка содержания, организация и методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства;
организация и проведение педагогических конференций, семинаров, практикумов и т.д.;
проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, проектных работ;
формирование библиотеки современной учебно-методической и педагогической литературы;
освоение информационных технологий нового поколения, включая информационные технологии реального времени, высокоскоростной обмен информацией, использование распределенных вычислительных ресурсов, в том числе сетевых;
участие в формировании фонда аудиовизуальных и интерактивных средств обучения для проведения учебной и внеклассной работы по предмету «Трудовое обучение»;
создание медиатеки по предметам, заявленным в тематике Центра, предназначенной для работы с педагогами и учащимися района;
использование возможностей информационных технологий для информирования населения о возможностях и деятельности системы общего среднего образования.
информационная и научно-методическая поддержка образовательного процесса;
создание, реализация и сопровождение веб-сайтов, электронных СМИ;
осуществление издательской и полиграфической деятельности;
организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде новых педагогических технологий;
организация консультационной деятельности по всем вопросам функционирования Центра;
взаимодействие с другими информационно-ресурсными центрами.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
9. Ресурсный центр в учреждении открывается по приказу управления по образованию, спорту и туризму Дзержинского районного исполнительного комитета.
10. Порядок создания Центра:
учреждение образования подаёт заявку с просьбой о создании Центра и обоснованием возможностей его функционирования;
на основании представленной заявки оценивается целесообразность создания при учреждении образования Центра;
при положительном решении, учреждение образования включается в приказ управления по образованию, спорту и туризму Дзержинского районного исполнительного комитета;
в случае отрицательного заключения, учреждение образования информируется об этом в установленном порядке.
11. Перевод образовательного учреждения в режим Центра осуществляется при наличии сложившейся системы работы педагогического коллектива образовательного учреждения по актуальным направлениям развития регионального образования; кадрового состава, готового к реализации научно-методических функций Центра; материально-технической базы, соответствующей содержательному направлению, реализуемому Центром.
12. Создание на базе учреждения образования Центра не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида образовательного учреждения и в его Уставе не фиксируется.
13. Управление Центром осуществляется в соответствии с законодательством в области образования и Уставом учреждения образования и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
14. Ресурсный центр возглавляет руководитель, который назначается директором учреждения образования по согласованию с управлением по образованию, спорту и туризму Дзержинского районного исполнительного комитета.
15. Руководитель Центра несет ответственность за деятельность Центра и подотчетен руководителю учреждения образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
16. Центр самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития. Деятельность Центра осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы Центра, согласованным с управлением по образованию, спорту и туризму Дзержинского районного исполнительного комитета.
17. В учреждении образования в части выполнения им функций Ресурсного центра должна быть следующая документация:
- Положение о Ресурсном центре;
- план работы;
- отчеты о проделанной работе;
- приказы об открытии Ресурсного центра, об ответственных за работу Ресурсного центра, о регламенте работы Ресурсного центра;
- протоколы заседаний Ресурсного центра, рассматривающих организацию и содержание работы Ресурсного центра.
18. Деятельность учреждения образования в части выполнения им функций Ресурсного центра может осуществляться на основе договоров о сотрудничестве, заключаемых с учреждениями образования, в отношении которых оно выступает в качестве Ресурсного центра, и другими лицами в соответствии с действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами.
19. При наличии необходимых условий и средств, при выполнении функций Ресурсного центра учреждение образования вправе привлекать в соответствии с действующим законодательством к участию в своей деятельности другие организации (в том числе международные), их отдельных работников, иных лиц.
20. Руководитель учреждения образования, выполняющего функции Ресурсного центра, вправе вносить управлению по образованию, спорту и туризму предложения о поощрении (объявлении благодарности, награждении грамотами и т.п.) своих работников и привлекаемых лиц.
21. По запросу управления по образованию, спорту и туризму Ресурсный центр представляет им оперативную информацию по направлениям своей деятельности, в том числе в целях освещения в средствах массовой информации вопросов функционирования и развития системы образования района, области.
22. В конце учебного года Центр отчитывается о проделанной работе перед управлением по образованию, спорту и туризму Дзержинского районного исполнительного комитета.
23. Деятельность Центра осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы Центра, согласованным с управлением по образованию, спорту и туризму Дзержинского районного исполнительного комитета.
24. Деятельность Центра может быть прекращена до истечения установленного срока в случае ненадлежащего исполнения принятых на себя научно-методических функций, недостаточной востребованности педагогической общественностью реализуемого содержательного направления, по другим обоснованным причинам.
25. Основанием для прекращения деятельности Центра является приказ управления по образованию, спорту и туризму Дзержинского районного исполнительного комитета.
СТРУКТУРА ЦЕНТРА, РУКОВОДСТВО
26. Структуру Центра определяет учреждение образования самостоятельно.
27. При Центре могут действовать районные методические объединения педагогических работников по тем предметам, которые курирует Центр, творческие коллективы по различным направлениям работы.
28. Непосредственное руководство текущей деятельностью Центра осуществляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом руководителя учреждения образования.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА
29. Финансирование деятельности Центра производится за счёт бюджетных средств, выделяемых учреждениям образования, при которых они созданы, а также иных источников финансирования, не запрещённых законодательством Республики Беларусь.
План работы ресурсного центра на 2024/2025 учебный год
ПЛАН работы районного ресурсного центра
по учебному предмету «Трудовое обучение» (обслуживающий труд)
государственного учреждения образования
«Средняя школа №2 г. Дзержинска»
на 2024/2025 учебный год
Направление работы: развитие творческого потенциала учащихся.
Цель: создание благоприятных условий для индивидуального развития личности учащихся среднего школьного возраста, соответствующие их способностям и дарованиям, через систему воспитательной работы, учебного процесса, в урочной и внеурочной деятельности.
На основе поставленной цели поставлены следующие образовательные и воспитательные задачи:
создать оптимальные условия для выявления, развития и реализации потенциальных способностей высокомотивированных учащихся;
развивать интеллектуальные способности и творческую деятельность учащихся;
формировать устойчивые навыки у высокомотивированных учащихся, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству;
выстраивание целостной системы работы с высокомотивированными учащимися.
Ожидаемые результаты:
создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских, способностей учащихся;
увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одаренностью;
совершенствование системы работы с высокомотивированными детьми;
повышение квалификации педагогов, работающих с высокомотивированными детьми;
повышение результативности учащихся на районных, областных конкурсах декоративно-прикладного творчества, олимпиадах, научно-практической конференции.
№ |
Вид деятельности |
Срок |
Ответственные |
1. |
Назначение в учреждении образования ответственного за организацию работы ресурсного центра по учебному предмету «Трудовое обучение» (представитель администрации) |
Август 2024г. |
Директор учреждения Каспорская И.В. |
2. |
Размещение на школьном сайте информации о деятельности ресурсного центра; размещение методических разработок, сценариев из опыта работы |
на протяжении учебного года |
Зам. директора по учебной работе Телепень Н.Н. |
3. |
Пополнение банка педагогической и методической литературы по заявленной теме |
на протяжении учебного года |
Зам. директора по учебной работе Телепень Н.Н., руководитель центра Кардаш Н.Л. |
4. |
Организационно-методическое сопровождение подготовки и проведения мероприятий различного уровня в рамках работы ресурсного центра |
на протяжении учебного года |
Зам. директора по учебной работе Телепень Н.Н. |
5. |
Создание творческой группы педагогических работников |
Сентябрь 2022г. |
Директор учреждения Каспорская И.В. |
6. |
Совещание творческой группы в учреждении образования, определение основных направлений деятельности |
Сентябрь 2022г. |
Зам. директора по учебной работе Телепень Н.Н. |
7. |
Проведение 2-го этапа (районного) республиканской олимпиады по трудовому обучению (обслуживающий труд) |
Ноябрь 2022г. |
Зам. директора по учебной работе Борохова И.Я., руководитель центра Кардаш Н.Л.
|
8. |
Консультирование педагогических и руководящих работников образовательных учреждений по актуальным вопросам в предметной области «Трудовое обучение» |
на протяжении учебного года |
Творческая группа |
9. |
Круглый стол «Проектирование стратегии устойчивого профессионального выбора учащихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера» |
Октябрь 2022г. |
Зам. директора по учебной работе Телепень Н.Н., руководитель центра Кардаш Н.Л. |
10. |
Практический семинар «Составление карт индивидуального самоопределения учащихся и стратегий устойчивого профессионального выбора»
|
Ноябрь 2022г. |
Зам. директора по учебной работе Телепень Н.Н.; Соболевская Е.С., педагог-психолог; участники педагогического проекта |
11. |
Семинар «Методика выявления способных и мотивированных учащихся, готовых осваивать образовательные программы на повышенном и углубленном уровне» |
Ноябрь 2022г.
|
Телепень Н.Н., зам.директора по учебной работе Борохова И.Я., зам.директора по учебной работе |
12. |
Формирование банка учебно-методической и педагогической литературы, медиатеки, фонда аудиовизуальных и интерактивных средств обучения для эффективной подготовки учащихся к теоретическому и практическому турам республиканской олимпиады по учебному предмету «Трудовое обучение» (обслуживающий труд). |
На протяжении учебного года |
Творческая группа |
13. |
Консультация для родителей «Организация совместной трудовой деятельности с ребенком» |
Апрель 2023г. |
Классные руководители 1-11 классов, воспитатели дошкольного образования |
14. |
Неделя искусства и трудового обучения |
10 октября -15 октября 2022г. |
Руководитель центра Кардаш Н.Л. |
15. |
Виртуальные, очные экскурсии по предприятиям и учреждениям города |
на протяжении учебного года |
Классные руководители 1-11 классов |
16. |
Работа районного методического объединения педагогических работников по предмету обслуживающий труд |
Согласно плану работы РМО |
Руководитель центра Кардаш Н.Л. |
17.
|
Организация и проведение выставок декоративно-прикладного творчества, участие в интеллектуально-творческих выставочных, конкурсных мероприятиях различного уровня |
На протяжении учебного года
|
Творческая группа, Руководитель центра Кардаш Н.Л. |
18. |
Оказание содействия в приобретении необходимых материалов для организации работы центра |
На протяжении учебного года |
Руководство учреждения образования |
19. |
Подведение итогов работы ресурсного центра в 2022/2023 учебном году. Изучение целесообразности продолжения работы центра в 2023/2024 учебном году |
Август 2023 г. |
Зам. директора по учебной работе Телепень Н.Н. |
Руководитель центра Н.Л.Кардаш
Мы в социальных сетях