Советы психолога

Генеалогическое дерево как способ правильного досуга семьи

          23 марта 2021 в 1 "А" классе педагогом-психологом было проведено мероприятие "Генеалогическое дерево как способ правильного досуга семьи". 

       Все мы являемся носителями семейной истории. В прошлом, за нашей спиной, сплетаются бесчисленные ветви нашей родословной,  объединяя и отдаляя целые семьи, пронизывая насквозь исторические события  одной страны или нескольких стран. Генограмма позволяет вам и членам вашей семьи увидеть ваше семейное древо в полезном и творческом свете. 

          Учащиеся с огромным интересом рассказывали о членах своей семьи, о традициях и истории, которые в процессе подготовки дерева им оповестили родители.

 

Я призываю вас копаться в семейных архивах, расспрашивать о жизни бабушек и дедушек, пока они еще живы, выстраивать свое генеалогическое древо, хранить и пересматривать старые фотографии - это очень важно для каждого из нас!

свернуть

Памятка УМНОГО пользователя Интернета

КИБЕРБУЛЛИНГ, ГРУМИНГ, БУЛЛИЦИД, КИБЕРМОШЕННИЧЕСТВО, ОПАСНЫЙ КОНТЕНТ…

Знакомы ли тебе эти слова? Каково их значение? И это лишь некоторые из опасностей, которые могут подстерегать тебя в интернете. Знаешь, есть замечательные пословицы: «Предупрежден – значит, вооружен»; «Врага нужно знать в лицо». Поэтому, мы думаем, что тебе будет интересно прочитать нашу небольшую памятку, прежде чем снова отправиться в очередное не всегда безопасное путешествие по сети.

Опасности, которые могут подстерегать тебя в интернете, и как их избежать

1) ГРУМИНГ— это установление дружеских отношений с ребенком (подростком) с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника, модного фотографа, владелица модельного агентства и т.д. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию (адрес, телефон и пр.) и договориться о встрече.

Несколько советов, которые помогут тебе предупредить груминг:

  1. Следи за информацией, которую ты выкладываешь в Интернете. Не выкладывай свои личные данные в Интернете (домашний адрес, номер телефона, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы родителей и т.д.). Помни, любая информация может быть использована против тебя, в том числе в корыстных и преступных целях. 2. Используй псевдоним при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.), пользовании он-лайн играми и других ситуациях. 3. Не размещай и не посылай свои фотографии незнакомцам. Будь внимателен, если тебя просят прислать или провоцируют на какие-либо действия перед веб-камерой. 4. Будь осторожен при общении с незнакомыми людьми. Старайся рассказывать как можно меньше личной информации о себе. 5. Если новый знакомый пытается говорить с тобой на неприятные или пугающие тебя темы и говорит об этом как о секрете, который останется только между вами – немедленно сообщи об этом родителям или взрослым, которым ты доверяешь. 6. Сохрани факт груминга, например, сделай снимок с экрана (screen-shot). 7. Если ты пользуешься чужим устройством для выхода в Интернет, не забывай выходить из своего аккаунта на различных сайтах. Не сохраняй на чужом компьютере свои пароли, личные файлы, историю переписки. 8. Никогда не соглашайся прийти в гости к человеку, с которым познакомился в Интернете и не приглашай его к себе! Твои собеседники могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают. Или приходи на встречу только со взрослым. Не поддавайся на уговоры встретиться один на один, особенно - в безлюдном месте!

Всегда помни, что в Интернете каждый может представить себя не тем, кем на самом деле является!

2) КИБЕРБУЛЛИНГ. Под этим относительно новым словом понимают "использование электронных устройств и информационных технологий, таких как электронная почта, службы мгновенных сообщений, текстовые сообщения, средства мобильной связи, web-сайты, с помощью которых можно публиковать жестокие или оскорбительные сообщения о личности или группе личностей", т. е. унижение или травля в Интернете (подростковый виртуальный террор).

Несколько советов, которые помогут тебе  при столкновении с кибербуллингом:

  1. Не бросайся в бой. Успокойся. Если ты начнешь отвечать оскорблениями на оскорбления, то только еще больше разожжешь конфликт. Кроме того, преследователь только и ждет, когда ты выйдешь из равновесия. Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать. Обычно агрессия прекращается на начальной стадии. Лучшая защита от нападения – игнор. 2. Не стоит игнорировать сообщения, которые содержат угрозы, особенно систематические. Следует скопировать эти сообщения, рассказать об этом родителям, обратиться в правоохранительные органы. По поводу размещения оскорбительной информации, размещенной на сайте, следует обратиться к администратору. 3. Помни, что анонимность в сети мнимая. Существуют способы выяснить, кто стоит за анонимным аккаунтом. Так что в случае нанесения реального вреда, найти злоумышленника можно. 4. Управляй своей киберрепутацией. Самому так же не стоит вести хулиганский образ виртуальной жизни. Интернет фиксирует все твои действия и сохраняет их. Удалить их будет крайне затруднительно. 5. Если вдруг ты стал свидетелем кибербуллинга, то ты должен выступить против агрессора, показать ему, что его действия оцениваются негативно, поддержать жертву, которой нужна психологическая помощь, сообщить взрослым о факте агрессивного поведения в сети. 6. Бан агрессора. В программах обмена мгновенными сообщениями, в социальных сетях есть возможность блокировки отправки сообщений с определенных адресов.

3) БУЛЛИЦИД – доведение до самоубийства путем психологического насилия. Может быть, как результат кибербуллинга.Уже в некоторых странах принят закон «О вредных цифровых коммуникациях», согласно которому кибербуллинг (издевательства в сети) и онлайн-троллинг признаны уголовными преступлениями, и теперь тот, кто использует лексику с угрозами, запугиваниями или оскорблениями в адрес другого человека в сети, может быть оштрафован или даже получить тюремный срок. Также караются пользователи, занимающиеся подстрекательствами, издевательствами и унижениями.

4) КИБЕРМОШЕННИЧЕСТВО— один из видов киберпреступлений, целью которого является обман пользователей: незаконное получение доступа либо хищение личной информации пользователя (номера банковских счетов, па­спортные данные, коды, пароли и др.), а так же злоупотребление доверием человека с целью причинить ему материальный или иной ущерб.

Несколько советов, которые помогут тебе не стать жертвой кибермошенников:

  1. Посоветуйся со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами сети. 2. Установи на свои компьютеры антиви­рус или персональный брандмауэр. Подобные приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить кражу личных дан­ных или другие подобные действия. 3. Прежде, чем совершить покупку, собери информацию об интернет-магазине: ознакомься с отзывами покупателей; избегай предоплаты; проверь реквизиты владельца магазина; уточни, как долго существует магазин (посмотреть это можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис Whois); поинтересуйся о возможности выдачей кассового чека; сравни цены в разных интернет-магазинах; позвони, если это возможно, в справочную магазина; обрати внимание на правила интернет-магазина; выясни, сколько точно тебе придется за­платить за товар. 4. Никогда не сообщай в Интернете пароль от своей электронной почты, номер кредитной карточки родителей, пароль от электронного кошелька, свой настоящий адрес и другую личную информацию!

5) ОПАСНЫЙ КОНТЕНТ – информация, представляющая угрозу или вызывающая у человека неприязнь (видеоролики, изображения и тексты сексуального, экстремистского характера, призывы к насилию, пропаганда и распространение наркотиков, информация суицидального характера и т.д.).

Всегда помни:

  1. Далеко не все, что можно прочесть или увидеть в Интернете – правда.
  2. В Интернете каждый может представить себя не тем, кем является на самом деле.

ИНТЕРНЕТ может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха и общения с друзьями. Но, как и реальный мир, Сеть может быть опасна! Будь бдителен! Уважай и береги себя и своих близких!

Если вдруг ты или твой друг оказались в сложной жизненной ситуации, то помните – всегда есть люди, готовые помочь!

Педагог-психолог Соболевская Екатерина Сергеевна и

педагог социальный Рудковский Алексей Сергеевич всегда рядом!

 

свернуть

Порнография и интернет

16.03.2021

Киберпреступление

16.03.2021

Безопасный интернет

Семейная психотерапия

Необходимо создать для подростка благоприятную психологическую среду, поддерживающую преодоление им стресса, связанного с экзаменами. Такая среда создается следующими приемами:

  • Более частый контакт родителей с ребенком – в перерывах между его занятиями, за совместной едой, вечером перед сном. 
  • Совместное и ежедневное подведение позитивных итогов дня – вечерами за чаем Вы можете рассказывать ребенку, что самого успешного было у Вас за день, и попросить его рассказать о своих успехах в подготовке к экзамену. Каждый успех взаимно поощряется.
  • Совместные с ребенком воспоминания о прошлых успехах в сдаче экзаменов.
  • Вы можете рассказать ребенку о своих собственных переживаниях на экзаменах и иных испытаниях и об опыте их успешного преодоления.
  • Стиль общения с ребенком – оптимистический, задорный, с юмором.

Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить ребенка к успеху, удаче, но при этом известно, что одна из причин, мешающих тревожным людям результативно выступать, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, какие возможны последствия. Поэтому неэффективно ставить перед собой цель типа «Я должен получить отличную оценку», «Я должен ответить во что бы то ни стало», лучше сформулировать конкретно «Я должен доказать теорему или решить задачу …».

Возможность провала становиться для ученика показателем его жизненной несостоятельности, его человеческой неполноценности. При таком восприятии экзамен – уже не просто определенная проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения, уважения в глазах окружающих. Это проверка на право чувствовать себя человеком.

Что бы этого избежать, ВАМ родители, нужно поддерживать уверенность в силах вашего ребенка. Чувствовать себя уверенно легче в том случае, когда за спиной надежный тыл, любящие люди. Родители, не любящие своих детей, - явление не частое, но подростков, абсолютно уверенных в родительской любви, не так уж и много. Объясняется это противоречие просто. Родители, из лучших побуждений часто говорят о недостатках, указывают на ошибки. Вы – взрослые, считаете, что ребенок поймет, однако подростки ориентируются на прямое значение слов. Часто слыша о собственных недостатках и редко о любви, эмоциональной поддержке, внимании и заботе не материальной, ребята начинают сомневаться во всем (во взаимоотношениях  к себе, в своей самооценке). 

Не бойтесь прямо говорить ребенку о том, что он любим, не зависимо от жизненных ситуаций, говорите о своих чувствах, они более понятны, чем просто лекции или долгие объяснения ("Ты должен учить уроки", "Хватит гулять делай то-то").

 

свернуть

Технология подготовки к экзамену

  1. Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.д. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Дня этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах.
  2. Составь план занятий. Дня начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы. 3.Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет. 4. Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и зало мнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  3. Когда готовишься к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
  4. Подготовке к аудированию помогает многократное прослушивание аудиотекстов на иностранном языке и видеосюжетов. Старайтесь понять общий смысл услышанного и детали. Если Вы не поняли текст во время первого прослушивания, прослушайте текст еще 1-2 раза по частям.
  5. Готовясь к чтению, необходимо читать как можно больше иноязычных текстов, имеющих разнообразные сюжеты и жанры. Старайтесь не пользоваться словарями во время чтения, т.к. во время экзамена словарями пользоваться нельзя. Читайте вслух небольшие отрывки несколько раз в день. Используйте соответствующие аудио книги при контроле своего произношения.
  6. При подготовке к устному высказыванию несколько раз прочитайте тематическую статью и перескажите ее. Также можно составить план своего рассказа, выделив главные со ставные части.

Накануне экзамена

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности. На экзамен ты должен явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала. При себе нужно иметь несколько ручек.

На экзамене

Для более эффективного использования времени на экзамене постарайтесь заранее смоделировать и проиграть ситуацию испытаний.

  1. Сосредоточься! Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как ответить, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
  2. Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
  3. Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания (вопросы). Помни: всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения. 4. Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
  4. Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем.

6.Проверь! Оставь время для про верки своих ответов.

 

 

Успехов вам!

свернуть

Профилактика экзаменационного стресса

Заканчивается учебный год, впереди вас ждут экзамены. Вы готовы к ним? Что вы испытываете накануне?

Фактор тревожности в предэкзаменационный период со слов самих учащихся выражается:

  • В чувстве изоляции и разобщенности, о чем не могут рассказать ни родителям, ни учителям.
  • В паническом беспокойстве, которое не в силах преодолеть.
  • В состоянии неуверенности в своих силах, нередко выражаемое жалобой на то, что нет "своих мыслей в голове".
  • В ощущении, что ничего не смогут успеть в оставшееся до экзаменов время.
  • В растерянности, из-за неумения отделить главное от второстепенного.

Экзамен - это, безусловно, напряжение. Разубеждать вас в этом не станем. Но давайте будем относиться к ним, как к факту в биографии, как к рубежному шагу: через это все проходили, от этого не умирают.

Как же нужно относиться к экзаменам?

Самое главное - не преувеличивать и не преуменьшать его значение. А с чем можно его сравнить? Наверное, с итоговой контрольной работой в конце года, но только добавляется еще устный ответ. В народе говорят: "Во всем плохом есть что-то хорошее". Давайте и мы с вами попробуем найти плюсы в этом пугающем слове " экзамен": это бесплатный тренировочный шанс для поступления в высшую школу.

Итак, что же мы имеем со сдачи экзаменов?

  • Перевод в следующий класс
  • Получение аттестата
  • Тренировка
  • Проверка своих способностей и возможностей

А еще, экзамен - это последняя возможность подставить плечо другу. Совсем скоро вы расстанетесь, возможно, навсегда. Не теряйте ни минуты!

Готовьтесь группами по 2-3 человека. Первый усвоил один вопрос, второй - другой. Рассказали друг другу прочитанный материал. Каждый побывал в роли отвечающего и учителя, объясняя товарищу тот или иной вопрос.

Подумайте, на что вы рассчитываете, идя на экзамен?

v На шпаргалки (я за шпаргалки, которые вы писали сами. В нужный момент нужная информация всплывет в вашей памяти, потому что при письме у вас включается и зрительная, и моторная память). v На родителей (имейте в виду, что родители не всегда знают о реальном положении дел по тому или иному предмету). v На себя (проведите ревизию знаний. Четко оцените свои сильные и слабые стороны знаний по предметам. Быстро ликвидируйте пробелы. Если нужно - позанимайтесь с репетитором. Помните, незнание ведет к незапланированным неудачам, а они сейчас вам совсем не нужны). v Наплевать на все (чем меньше знаем, тем больше гуляем).

Как ни банально это звучит, но для успешной сдачи экзаменов нужен элементарный режим дня.

  • Сон - 8 часов
  • Свежий воздух - 4 часа в день. Идет большой поток информации. Для ее усвоения необходим кислородный обмен. Будет ли у вас "чистый" отдых или вы будите заниматься на пенечке в лесочке либо на балконе - решать вам.
  • Питание - четырехразовое. Введите добавки: мед, орехи, витамины. Исключите кофе. Пейте фиточай.

Во время подготовки к экзаменам вам придется перелопатить огромную гору литературы. Как быть?

Умение работать с текстом 1. Обзор и просмотр. Ознакомьтесь с оглавлением, просмотрите введение. Найдите резюме (если есть) - получите представление о книге. 2. Анализ. Задумайтесь: для чего вы читаете книгу? Грамотный читатель извлечет из книги нужную информацию за короткий промежуток времени. 3. Ориентация. Перед прочтением раздела ознакомьтесь с заголовками подразделов. Ваше чтение тогда будет целенаправленным и осмысленным. 4. Активное чтение. По мере чтения выделяйте ключевые мысли, точно формулируйте их на бумаге. 5. Развитие мысли. Опираясь на записи, проверьте насколько хорошо вы усвоили прочитанное. Попробуйте изложить свою точку зрения.

Если Вы обратили внимание, мы вплотную подошли к навыкам запоминания. 1. Ключевые фразы и идеи заносим на бумагу. Не выписывайте целые предложения или абзацы.

  1. Вводные предложения. Задерживаем на них свое внимание в каждом абзаце. Особенно если абзацы большие.

3.Авторские выводы. Вдумчиво ознакомьтесь с ними. 4. Сигнальные фразы типа подводя итоги, таким образом, суть вопроса состоит. Не пропустите их. Они говорят о важном.

  1. Схемы. После прочтения проверьте, что запомнили и отразите свои мысли в виде схемы.

Запоминание напрямую зависит от понимания. Что хорошо понятно, то лучше и быстрее запоминается.

Внимание! Ошибка!

  1. Анализ экзаменационных работ показывает, что ошибка, сделанная в самом начале выполнения задания, влечет за собой другие, что приводит к неверному итоговому результату. Не спешите! 2. Многие ученики дают прекрасные ответы, но: не на поставленные вопросы. Четко определите, что от вас требуется! 3. Много времени тратят учащиеся на подробное написание ответов по первым вопросам, в результате последний вопрос либо решается наспех, либо остается без ответа вообще. Возьмите с собой часы, планируйте время! 4. Экзаменационные работы сдаются без проверки, поэтому в них содержится немало ошибок, которые можно было бы устранить самостоятельно. Будьте внимательны!

Давайте подведем итоги: • Живем по режиму • Умеем работать с книгой • Знаем приемы запоминания • Чувствуем себя уверенно

 

Желаем успеха!

свернуть

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся ЦТ и выпускные экзамены. Безусловно, экзамены — дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь, ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЦТ. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись — вдохнуть полной грудью и идти дальше.

Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, — на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы спада.

Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена (ЦТ). Например, возьмите один из вариантов ЦТ по математике (учителя при подготовке детей пользуются различными вариантами ЦТ). Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), поскольку нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

И помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

свернуть

Экзамены! ЧТО ДЕЛАТЬ?

1.Если вдруг обнаружилось, что вам попался вопрос, по которому вы можете сказать очень немного.

Не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать все, что когда-либо слышали по этому поводу: из телепередачи ли, из кинокомедии, из разговора с родителями, друзьями. В процессе написания в голову могут прийти какие-то мысли, и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного в классе или прочитанного. В конце подготовки обязательно составьте план ответа.

2.Если вы вообще ничего не знаете.

Не говорите об этом экзаменатору, а скажите хоть что-нибудь, типа: «Прежде чем рассказать о творчестве Пушкина, надо поговорить о принципах поэтического творчества вообще...». Хотя, конечно же, лучше играть по правилам.

3.Если на полуслове вы забыли, о чем надо говорить.

Прежде всего, не теряйте голову. Сохраните спокойствие, хотя бы внешне, — такое может случиться с каждым! Повторите последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если сможете, другим словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? К чему эта фраза может относиться? В большинстве случаев это помогает. Если это так — смело продолжайте ответ. Если нет — посмотрите на листок, который вы написали, готовясь к ответу, и начинайте отвечать следующий пункт плана (даже если вам только кажется, что этот пункт следующий). Потом в конце ответа всегда можно вернуться к тому, что пропустили.

4.Если вы уже почти закончили отвечать и тут-то наконец вспомнили, о чем хотели сказать, когда «потеряли мысль», или о чем забыли сказать.

Ничего страшного. Закончите говорить то, о чем говорили, а затем скажите то, что пропустили. Ни в коем случае не прерывайте ответа ради того, о чем вспомнили. Лучше пусть о чем-то вы скажете в конце, чем весь ответ окажется нелогичным. Говорите, например, так: «Вернемся к (название пункта плана). Я хотел бы добавить...» или так: «Кроме того, надо сказать, что...», «Следует подчеркнуть»

5.Если вы оговорились, и все стали смеяться.

Не переживайте. Это может случиться с каждым. Оговариваются даже профессионалы — дикторы радио и телевидения. Посмейтесь вместе со всеми — и все. Если же оговорку кроме вас вообще никто не заметил, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не произошло.

6.Если вам задают дополнительный вопрос.

Не тушуйтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится этот вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме. Времени на это требуется совсем немного.

свернуть

Как бороться со стрессом

 

«Людей расстраивают не события, а то, как они эти события воспринимают»

Эпиктет, 100 лет до нашей эры

 

В нынешнем столетии на человечество обрушилась лавина болезней, причина которых стресс либо сбои в иммунной системе.

Темп жизни стал головокружительным, напоминает скоростные гонки, затягивает и изнуряет, приводя человека к сильному нервному напряжению. Вечно куда-то торопясь и постоянно о чем-то беспокоясь, мы почти не оставляем времени для себя, семьи, друзей и многого другого, что делает наше существование более содержательным. А дни полноценного отдыха становятся в нашей жизни большой редкостью.

 

 

 

 

  • Научитесь по-новому смотреть на жизнь! Вы не должны позволять событиям или другим людям определять, быть или не быть вам счастливыми. Не во власти человека повлиять на чье-либо поведение, кроме своего собственного, а эмоциональное благополучие слишком дорого, чтобы доверять его посторонним. Постарайтесь увидеть последствия своих действий и определить, совместимы ли они с ценностями и целями, которых хотите достичь.

 

  • Стремитесь к разумной организованности. Составляйте список дел, классифицируйте их по степени важности и т.д. Реально смотрите на вещи: может быть, что-то из намеченного вообще не стоит делать.

 

  • Не становитесь максималистом: будьте терпимы и снисходительны к себе и другим. Ставьте реальные цели.

 

  • Высыпайтесь!

 

  • Регулярно занимайтесь физическими упражнениями! Это превосходный способ снять напряжение. Даже 20-минутные интенсивные занятия могут сильно уменьшить стресс.

 

  • Питайтесь правильно! Употребляйте больше овощей, фруктов, меньше – жиров, соли и сахара. Одновременно вы снизите риск заболеваний сердечно-сосудистой системы, онкозаболеваний, тучности, диабета и др. Не употребляйте много кофе и других кофеиносодержащих продуктов (чай, шоколад) – они стимулируют выработку адреналина. Достаточно 2-3 чашек в день.

 

  • Не злоупотребляйте алкоголем! Попытки преодолеть стресс с его помощью часто приводят к обратному эффекту. Состояние опьянения и выход из него сами по себе служат стрессом. Выпивший человек может совершить поступки, которые повергнут его в еще больший стресс.

 

  • Учитесь радоваться жизни! Не откладывайте счастье на завтра. Концентрируйте внимание и чувства на том, что делаете, и получайте удовольствие от учебы и от работы, а не от того. Находите и отмечайте для себя приятные мелочи (красивый закат, внимание родных, вежливое слово и т.д.).

 

  • Не зацикливайтесь на себе! Есть много дел и людей, достойных внимания и заботы. Помогите тому, кто нуждается в помощи.

 

  • Будьте оптимистичны! Учитесь находить положительные моменты даже в неприятных событиях. Больше думайте о хорошем.

 

 

УЧИТЕСЬ РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ!

свернуть