10 класс

05.05-07.05

03.05.2020

10  класс                       УРОК 04.05.2020

ТЕМА

Наследственные болезни человека

ЗАДАНИЕ 1

План урока:

1.      Наследственные болезни.

2.      Классификация наследственных болезней.

3.      Моногенные болезни.

4.      Хромосомные болезни.

5.      Полигенные болезни.

6.      Факторы риска возникновения наследственных заболеваний.

7.      Профилактика и лечение наследственных болезней

 

ЗАДАНИЕ 2

Заполнить таблицу

Таблица  "Характеристика наследственных болезней человека"

 

Название болезни

Причины болезни

Проявления болезни

Тип наследования

Дополнения

 

 

 

 

 

 

Решение задач

 

Решение задачи на наследование сцепленное с полом:

1) У человека слишком тонкий слой зубной эмали (гипоплазия) обусловлен доминантным геном (А), расположенным в X – хромосоме. Женщина с нормальными зубами выходит замуж за мужчину с этим заболеванием.

А.    Сколько типов гамет образуется у женщины?

Б.      Сколько типов гамет образуется у мужчин?

В.     Сколько разных фенотипов может быть у детей в этой семье?

Г.      Какова вероятность, что мальчики в данной семье будут лишены этого дефекта?

Д.     Какова вероятность рождения в этой семье здоровой дочери?

Е.     Если девочки, повзрослев, выйдут замуж за здоровых мужчин, то с какой вероятностью этот дефект может проявиться у их детей?

Ж.   Какого пола будут их дети с этим заболеванием?

 

2) Какие дети могли бы родиться от брака мужчины-гемофилика с женщиной, страдающей дальтонизмом (а в остальном – имеющей вполне благополучный генотип).

3) Дочь дальтоника выходит замуж за сына другого дальтоника, причем жених и невеста различают цвета нормально. Каким будет зрение у их детей?

Выберите правильные утверждения в тесте:

 1. Генеалогический метод - это анализ родословной.

 2. Модификационная наследственность зависит от прямого воздействия окружающей среды.

 3. Мутации происходят сравнительно часто.

 4. Близнецовый метод – микроскопическое изучение хромосом человека.

 5. Мутации – это изменение генетического материала особи.

 6. Самая мелкая мутационная единица – мутон.

 7. Иммуногенетический метод возник на основе изучения наследования групп крови и резус-фактора.

 8. Изменчивость – общее свойство живых организмов сохранять признаки, свойственные предкам.

 9. Аутосомы – неполовые хромосомы.

 10. Наследственная изменчивость делится на комбинативную и мутационную.

 Правильные утверждения ________________________________

 

 

 

Домашнее задание

Пар.47

 

 

 

 

 

 

 

10  класс                       УРОК 07.05.2020

ТЕМА

Повторение и обобщение знаний по главе «Наследственность и изменчивость организмов»

ЗАДАНИЕ 1

Контрольную работу разработал учитель биологии  

ГУО «Средняя школа № 21 г. Бобруйска» Шикуть Екатерина Александровна

 

Контрольная работа № 2

Наследственность и изменчивость организмов

Вариант 1

Задание 1

Вайбер +375298596478

Задание 1

1. Способность организмов приобретать новые признаки в процессе

жизнедеятельности называется:

а) генетика         б) изменчивость        в) селекция          г) наследственность

2.  Соматические клетки у большинства животных, высших растений и

человека являются:

а) Полиплоидными   б) Диплоидными    в) Гаплоидными   г) Тетраплоидными

3. Набор хромосом в соматических клетках человека равен:

а) 48                  б) 46                    в) 44                г) 23

4. Особи, в потомстве которых НЕ обнаруживается расщепление признака,

называются:

а) гибридными    б) гомозиготными    в) гетерозиготными   г) гемизиготными

5.  Признак, который проявляется в гибридном поколении называется:

а) доминантный         б) рецессивный          в) гибридный          г) мутантный

6. Фенотип – это совокупность:

а) Рецессивных генов                                         б) Доминантных генов

в) Проявившихся внешне признаков                г) Генотипов одного вида

7.  Ген:

а) Единица наследственной информации        б) Участок молекулы И-РНК

в) Участок ДНК                         г) Содержит определенный набор нуклеотидов

8. Гибриды 1-го поколения при моногибридном скрещивании гомозиготных

особей:

а) Единообразны

б) Обнаруживают расщепление по фенотипу - 1:3:1

в) Обнаруживают расщепление по фенотипу - 1:1

г) Обнаруживают расщепление по фенотипу - 1:2:1

9. Дигибридное скрещивание:

      а) это скрещивание по двум парам аллельных генов

      б) принципиально отличается от моногибридного скрещивания

      в) позволило выявить рекомбинацию признаков

      г) лежит в основе третьего закона Менделя

10. При скрещивании особей с генотипами аа и Аа  наблюдается

расщепление в потомстве по фенотипу в соотношении   

а) 1:1                  б) 3:1                в) 9:3:3:1                 г) 1:2:1

11. Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и

определяющие окраску  цветков гороха, называют:

а) сцепленными    б) рецессивными     в) доминантными      г) аллельными

12. Особь с генотипом ААВв дает гаметы:

 а) АВ, Ав, аВ, ав          б) АВ, Ав            в) Ав, аВ           г) Аа, Вв, АА, ВВ

13. В ядре яйцеклетки человека содержится 23 хромосомы, а в ядре мужской клетки….

 

Задание 2

У  перца  красная  окраска  плода  доминирует  над  зеленной,  а  высокий  рост стебля  -  над  карликовым.  Гены,  определяющие  окраску  плода  и  высоту стебля,  лежат  в  одной  хромосоме,  расстояние  между  их  локусами  40  М. Скрещено  гетерозиготное  по  обоим  признакам  растение  с  карликовым, имеющим зеленую окраску плода.

А) Сколько типов гамет образуется у родительской особи красной окраски с высоким стеблем? Б) Какова вероятность в % появления потомства, имеющего зелёную окраску с карликовым стеблем? В) Какой процент потомков от скрещивания будет дигетерозиготен? 

13. В ядре яйцеклетки человека содержится 23 хромосомы, а в ядре мужской

клетки

 

 

 

 

 

 

свернуть

20.04.2020

10  класс                       УРОК 20.04.2020

ТЕМА

Генетика пола

ЗАДАНИЕ 1

  Задача:

Женщина с голубыми глазами вышла замуж за кареглазого мужчину, мать которого была голубоглазой. Определите в % вероятность рождения в этой семье ребенка с голубыми глазами.

Признаки, которые зависят от пола организма , и передаются только по мужской или только по женской линии. Их называют «сцепленными» с полом.

1) Пол наследуется, как и всякий другой признак.

2) Один из полов – гомогаметен (продуцирует 1 тип гамет), а другой гетерогаметен (продуцирует 2 типа гамет).

Вспомните, какие гаметы образует мужской и женский пол у человека?

В какой момент определяется пол будущего организма?

 Если ген находится в Х- хромосоме, то признак сцеплен с Х-хромосомой, если в У- хромосоме, то признак сцеплен с У-хромосомой

 

ЗАДАНИЕ 2

Гемофилия (несвертываемость крови) – это доминантный или рецессивный признак?

 С какой из половых хромосом он сцеплен?

http://mglinets.narod.ru/

Задача №1

 Дальтонизм – это рецессивный признак, сцепленный с Х- хромосомой.

У здоровых по цветовому зрению родителей родился сын – дальтоник. Какова вероятность рождения второго сына с такой же аномалией?

Задача №2

У человека отсутствие потовых желез зависит от рецессивного, сцепленного с полом гена. В семье отец и сын имели эту аномалию, а мать здорова.

 1) Какова вероятность в % что сын унаследует эту аномалию?

 2) Какова вероятность в % рождения в этой семье дочери с той же аномалией?

Задача №3

 Дальтонизм (цветовая слепота) – это рецессивный признак, сцепленный с полом. Он передается через Х – хромосому. Придумайте и решите задачу на наследование данной аномалии у человека.

 

 

Домашнее задание

Пар.45

 

10  класс                       УРОК 23.04.2020

ТЕМА

Практическая работа №7 «Решение задач по теме «Наследование признаков, сцепленных с полом»

 

ЗАДАНИЕ 1

 Выполнение практической работы в тетради для лабораторных и практических работ (стр.37-41)

 

Домашнее задание

Пар.45

 

 

 

 

свернуть