ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Внедрение модели допрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера»
Дистанционный семинар
29.11.2021Уважаемые коллеги!
Предлагаем принять участие в
дистанционном семинаре.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
ТЕМА: «Выявление способных и мотивированных учащихся, готовых осваивать образовательные программы на повышенном и углубленном уровне»
Цель: изучить проявление одаренности у детей и подростков, рассмотреть особенности педагогической поддержки данной категории детей.
Задачи:
- углубить знания об одаренности, классификациях видов одаренности, характерных особенностях одаренных детей;
- расширить понятие о стратегиях и формах организации обучения интеллектуально одаренных учащихся;
- обозначить задачи по работе с данной категорией учащихся.
Шаг |
Инструкция: |
1. Выявление способных и мотивированных учащихся, готовых осваивать образовательные программы на повышенном и углубленном уровне |
|
|
«Выявление способных и мотивированных учащихся, готовых осваивать образовательные программы на повышенном и углубленном уровне» С основными тезисами Вы можете познакомиться с помощью презентации |
2. «Одаренные дети, проблемы их воспитания и обучения» |
|
|
Глоссарий, проблемы воспитания и обучения одаренных детей |
3. Учебная мотивация учащихся. |
|
|
Более подробно с проблемами мотивации учебной деятельности можно познакомиться в статье «Проблемы мотивации к учебной деятельности у современных детей» в статье Глуховой Н.П. https://na-journal.ru/1-2019-gumanitarnye-nauki/1524-problemy-motivacii- k-uchebnoy-deyatelnosti-u-sovremennyh-detey
Предлагаем ознакомиться со статьёй «Как повысить мотивацию к учёбе у ребёнка: 11 важных советов» https://popasnaya.city/read/blog/12055/kak-povysit-motivaciyu-k- uchebe-u-rebenka-11-vazhnyh-sovetov |
4. Развитие творческого мышления |
|
|
Развитие творческого мышления начинается у ребёнка в раннем детстве. При целенаправленном воспитании этот процесс приобретает законченный вид творческой деятельности. Подробнее о способах выявления творческой направленности ребёнка можно почитать в статье Вараксина В.Н. |
5. Формы познавательной деятельности |
|
|
Подробнее о формах познавательной деятельности можно познакомиться с помощью презентации |
6. Методы диагностики по выявлению одарённых детей |
|
|
Одаренные дети. Сборник методик по выявлению способностей и одаренности детей |
7. Рефлексия |
|
|
Для самопроверки просим Вас ответить на вопросы теста. https://docs.google.com/forms/d/1mU__ieMhXAfHxUqqI95gK--ogvLnZ6nqryqnFQQmxA0/edit?usp=sharing |
Спасибо за работу!
Семинар
26.11.202126.11 состоялся семинар "Составление карт индивидуального самоопределения учащихся и стратегий устойчивого профессионального выбора" через ученическое портфолио в рамках реализации педагогического проекта. Телепень Н.Н. рассказала о технологии портфолио, целях учебного портфолио. Кардаш Н.Л. остановилась на таком виде портфолио как "портфолио работ", учителя аннлийского языка Коростелёва Е.В. и Фёдорова С.О. обратили внимание на то, что наиболее полную картину сформированности ключевых компетенций по предмету дает "тематическое" портфолио, Шиманская Н.С. отметила, что портфолио в начальной школе является инструментом формирования оценочной самостоятельности учащихся.
Информационная характеристика педагогического проекта
Информационная характеристика педагогического проекта
Название проекта: «Внедрение модели допрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера»
Научно-методическое сопровождение проекта:
Ротмирова Елена Александровна, государственное учреждение образования «Минский областной институт развития образования», доцент кафедры частных методик общего среднего образования, кандидат педагогических наук, доцент; телефон раб. +375 2955534003; e-mail: elena-rotmirova@ rambler.ru;
Сроки реализации проекта: 2020 – 2023 годы
Руководитель учреждения образования Каспорская Ирина Васильевна, Телефон: 8(01716) 76757 (раб.), +375297068994 (мобильный) 222720, Минская область, г.Дзержинск, ул. 2-я Ленинская, д.2 Е-mail: dsch2@schoolnet.by |
»
Актуальность реализации педагогического проекта
Актуальность реализации инновационного проекта
Основные направления национального устойчивого развития Республики Беларусь требуют комплексности и последовательности действий и программ, ориентированных на будущие поколения, переход к зелёной экономике, цифровую трансформацию, внедрению интегрированных подходов и технологий при обеспечении открытого доступа и условий к реализации возможностей обучающихся для проявления познавательных профессионально ориентированных и творческих замыслов. По утверждению Н.Н. Ярошенко [1], несмотря на имеющиеся достижения в развитии систем художественного и технологического образования в странах СНГ в XXI веке под угрозой разрушения, а иногда и исчезновения оказались традиционные художественно-творческие практики, образцы народного искусства и формы передачи культурного опыта художественно-трудовой деятельности между поколениями, обеспечивающие сохранение национальных ценностей; снизилось число участников программ художественного и технологического образования в условиях их недостаточной интеграции.
Полагаем, что эта глобальная проблема заслуживает особого внимания со стороны социокультурной, педагогической общественности и требует всестороннего рассмотрения. Учитывая, что на основании Кодекса об образовании Республики Беларусь [2] национальная система образования определяется совокупностью взаимодействующих средовых компонентов (ориентированы на достижение выдвинутых цели и задач), в составе которых рассматриваются участники образовательного процесса, программы, учреждения, организации, считаем, что только в культурных условиях художественно-творческой профильно ориентированной среды как устойчивого пространства, имеющего организационно-дидактическое и культурно-фасилитативное назначение, возможен запуск процессов её последовательного решения.
Очевидно, что в режиме активной трансформации социокультурной художественно-творческой образовательной среды будет актуально появление новых и обновление существующих профильно ориентированных средств и механизмов, стратегий и тактик. В ситуациях активизации у учащихся смыслопонимания и самосознания возможна реализация обоснованных замыслов и идеалов, определяющих общие траектории и результаты продуктивной деятельности.
Допрофильная и профильная подготовка обучающихся в условиях занятий по изобразительному искусству и трудовому обучению будет строиться с ориентацией на проективные стратегии будущетворения и творчества, форсайт-технологии на основе синтеза рационального дидактического, художественно-трудового и художественно-изобразительного опыта отражения мира.
В профильно направленной системе открытости и прозрачности предполагается устойчивое достижение целей развития и становления культуротворческих императивов деятельности для успешных настоящих и будущих свершений, продуктивной реализации познавательных потребностей и мотивов, ожиданий и прогнозов профессионального будущего с опорой на прогнозируемые профессии (например, архитектор информационных систем, архитектор интеллектуальных систем управления, дизайнер интерфейсов, архитектор виртуальности, дизайнер виртуальных миров, дизайнер носимых энергоустройств, архитектор «энергонулевых» домов, проектировщик жизненного цикла, проектировщик «умной среды», разработчик образовательных траекторий, организатор проектного обучения, архитектор трансмедийных продуктов, проектировщик-эргономист, эксперт по «образу будущего» ребенка, персональный бренд-менеджер, форсайтер и др. [3]).
Таким образом, на конкуретно устоявшемся и автоматизированном рынке труда ожидается сохранение и появление профессиональных сфер с художественно-творческим компонентом, так как машинные механизмы не всегда способны на разработку «эсклюзива», развитие профессионального креатива и мастерства, обеспечение задач искусности в нюансных способах и деталях.
По мнению исследователей [4; 5 и др.], в современном национальном образовательном художественном и технологическом пространстве осуществляется развитие на шести уровнях (образования): основного (дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское) и дополнительного (детей и молодёжи, взрослых)). В условиях функционирования пирамидально расположенных и взаимодействующих учреждений гарантируется культуротворческий образовательный процесс (на этапах: 1) начальном (часть) (учреждения общего среднего образования (школы, гимназии, учреждения дополнительного образования); 2) среднем (часть) – средние специальные учебные учреждения (училища, лицеи, колледжи); 3) верхнем, вершина пирамиды – высшие учебные заведения (академии, университеты). Таким образом, обусловливается текущее системное состояние образовательных процессов, проектируемое под влиянием идей: 1) фундаментальности; 2) национального своеобразия [4]; 3) инновационности в условиях цифровизации, интеграции и трансдисциплинарного подхода.
В существующих условиях функционирования художественно-изобразительной и трудовой сферы учреждений общего среднего образования Республики Беларусь трудовое обучение реализуется на всех образовательных ступенях (уроки трудового обучения и внеурочные занятия (факультативы, объединения по интересам)), а изобразительное искусство: на урочном (уроки изобразительного искусства), внеурочном уровне (факультативы, объединения по интересам) в начальной школе; аспектном урочном уровне (уроки искусства (отечественная и мировая художественная культура) и в средней школе; внеурочном (факультативы, объединения по интересам) в старшей школе. Очевидно, что если урочные занятия по трудовому обучению учащихся реализуются на всех уровнях учреждений общего среднего образования Республики Беларусь, то по изобразительному искусству – только в начальной школе. Отдельные вопросы практики изобразительного творчества рассматриваются в содержании учебного предмета «Искусство». Учебные предметы «Трудовое обучение» и «Изобразительное искусство», «Искусство» обладают потенциалом творческого раскрытия и полномерного презентирования образов, обеспечения преломления творческих, не просто практико ориентированных, а ценных и полезных для практики идей и замыслов. Это означает, что для решения вышеотмеченной проблемы необходима уже на уровне общего среднего образования организация культурной профессионально ориентированной системы через привлечение максимально широкого и объёмного ресурса как на временном, так и содержательном уровне.
Цель инновационного проекта: обеспечение внедрения модели допрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера, ориентированной на проектирование ими устойчивой и рациональной траектории своего профессионального выбора.
Задачи:
- Выявить наиболее рациональные способы управленческой практики, способствующие внедрению инновационного проекта в системе учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодёжи в системе проектирования и реализации образовательного художественно-технологического кластера.
- Разработать поуровневую и поэтапную систему организации занятий обучающихся в условиях образовательных художественно-технологических кластеров, позволяющую присвоение ими социокультурных типов опыта, гарантирующего построение ими траектории профессионального выбора.
- Обеспечить должное научное, научно-методическое, психолого-педагогическое, учебно-методическое фасилитативное сопровождение по внедрению модели допрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера.
- Способствовать увеличению уровня дидактической культуры педагогов в образовательном художественно-технологическом кластерном пространстве устойчивого решения задач допрофильной и профильной подготовки (на основе проектной разработки и организации семинарских и курсовых занятий, обсуждения проблем и перспективных решений в творческих лабораториях, в рамках различного уровня научно-практических мероприятий, через практику самообразования и дистанционного педагогического сотрудничества и др. формы профессионального образовательного развития).
- Внедрить проанализированные и обобщённые результаты успешного инновационного проектного решения проблем в научно-методическую, учебно-методическую, художественную и технологическую сферы образовательной деятельности.
Состав проектной команды
ФИО |
Должность |
Педаго-гический стаж |
Квалифи-кационная категория |
Опыт участия в инновационной деятельности |
Каспорская Ирина Васильевна |
Директор |
23 года |
Первая |
Участник педагогического проекта «Тьюторское сопровождение учащихся как способ построения индивидуальной траектории профессионального самоопределения» |
Борохова Ирина Яковлевна |
Заместитель директора по учебной работе |
23года |
первая |
Руководитель педагогического проекта «Тьюторское сопровождение учащихся как способ построения индивидуальной траектории профессионального самоопределения» |
Кавецкий Александр Юрьевич |
Заместитель директора по воспитатель-ной работе |
5лет |
вторая |
Участник педагогического проекта «Тьюторское сопровождение учащихся как способ построения индивидуальной траектории профессионального самоопределения» |
Кардаш Наталья Леонидовна |
Учитель трудового обучения, искусства |
34 года |
высшая |
|
Щепко Сергей Владимиро-вич |
Учитель трудового обучения |
13 лет |
высшая |
|
Парфёнова Елена Олеговна |
Учитель ритмики и танца, искусства |
24 года |
первая |
|
Петухова Елена Викторовна |
Учитель английского языка |
20 лет |
первая |
Участник районного педагогического проекта «Приобщение к культуре англоговорящих стран в диалоге с родной посредством проектной методики» |
Фёдорова Светлана Олеговна |
Учитель английского языка |
9 лет |
первая |
Участник районного педагогического проекта «Приобщение к культуре англоговорящих стран в диалоге с родной посредством проектной методики» |
Ларченко Александр Петрович |
Учитель информатики |
30 лет |
высшая |
|
Христофорова Наталья Анатольевна |
Учитель музыки, педагог дополнитель-ного образования |
25 лет |
вторая |
|
Соболевская Екатерина Сергеевна |
Педагог-психолог |
5лет |
без категории |
|
Телепень Наталья Николаевна |
Учитель истории и обществоведения |
12 лет |
вторая |
|
Календарный план реализации педагогического проекта
Календарный план реализации педагогического проекта
«Внедрение модели допрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера»
на 2021/2022 учебный год
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственный |
Результат |
1. |
Оформление документов, регламентирующих управление процессом педагогической проектной деятельности в учреждении образования: создание 1-х классов (с уклоном на технологическое направление, художественное направление) в рамках проекта; организация работы 5-х классов (с уклоном на технологическое направление, художественное направление) в рамках проекта; систематизация деятельности школьных бизнес-компаний в рамках проекта |
Август 2021
|
Телепень Н.Н., Борохова И.Я., заместители директора по учебной работе |
Пакет документов; учебные планы, программы факультативных занятий, объединений по интересам |
2. |
Изучение и анализ информационных, организационных и научно-методических ресурсов по обеспечению управления процессом внедрения педагогического проекта |
Август 2021
|
Телепень Н.Н., заместитель директора по учебной работе |
Аналитическая информация |
3. |
Совещание с руководителями методических формирований, классных руководителей и руководителей объединений по интересам «Планирование и организация педагогической проектной деятельности» |
Август 2021 |
Телепень Н.Н., заместитель директора по учебной работе; КавецкийА.Ю., заместитель директора по воспитательной работе |
Протокол |
4. |
Мониторинг образовательного процесса в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации педагогического проекта |
Сентябрь 2021, январь 2022 |
Телепень Н.Н., заместитель директора по учебной работе; Соболевская Е.С., педагог-психолог |
Протокол результатов диагностики Пакет измерительных и аналитических материалов |
5. |
Определение уровня профессиональных компетенций участников педагогической проектной деятельности
|
Сентябрь 2021,январь 2022 |
Телепень Н.Н., заместитель директора по учебной работе; Соболевская Е.С., педагог-психолог |
Протокол результатов диагностики Пакет измерительных и аналитических материалов |
6. |
Стартовая диагностика участников проекта (учащихся 1-х, 5-х классов, членов школьных бизнес-компаний): уровня профессионального самоопределения; сформированности компетенций и субъектно-творческих позиций относительно будущего профессионального выбора |
Сентябрь 2021 |
Соболевская Е.С., педагог-психолог; участники педагогического проекта |
Пакет измерительных материалов Аналитические материалы |
7. |
Родительское собрание: «Образовательный процесс 2021/2022 учебного года в проектном режиме» (ознакомление с содержанием и задачами педагогического проекта, определение возможностей и перспектив совместной работы, изучение мнения родителей) |
Сентябрь 2021
|
Каспорская И.В., директор; Кавецкий А.Ю., заместитель директора по воспитательной работе; участники педагогического проекта |
Протокол родительского собрания, информационные материалы |
8. |
Инструктивно-методическое совещание «Оформление и ведение отчётной документации, оформление педагогических портфолио педагогической проектной деятельности» |
Сентябрь 2021
|
Телепень Н.Н., заместитель директора по учебной работе |
Протокол; Рекомендации по составлению педагогических портфолио, организации педагогической проектной деятельности |
9. |
Утверждение состава Творческой лаборатории педагогов на 2021/2022 учебный год, определение её структуры, состава и направлений деятельности |
Сентябрь 2021 |
Каспорская И.В., директор; Телепень Н.Н., заместитель директора по учебной работе; участники педагогического проекта |
Список членов Центра сотворчества и партнёрства; Структурно-функциональная модель Центра сотворчества и партнёрства |
10. |
Разработка локальных документов по обеспечению деятельности Творческой лаборатории педагогов
|
В течении года |
Телепень Н.Н., заместитель директора по учебной работе; участники педагогического проекта |
Локальные документы |
11. |
Планирование открытых мероприятий по организации и сопровождению работы педагогов и учащихся в рамках образовательного художественно-технологического кластера |
Октябрь 2021 |
Телепень Н.Н., заместитель директора по учебной работе; Соболевская Е.С., педагог-психолог |
План мероприятий |
12. |
Планирование работы по обеспечению психолого-педагогических и материально-технических условий работы художественно-технологического кластера |
Октябрь 2021 |
Кавецкий А.Ю., заместитель директора по воспитательной работе; Соболевская Е.С., педагог-психолог |
План работы |
13. |
Круглый стол «Проектирование стратегии устойчивого профессионального выбора учащихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера» |
Октябрь 2021 |
Телепень Н.Н., заместитель директора по учебной работе; КавецкийА.Ю., заместитель директора по воспитательной работе |
Материалы круглого стола; Папка проектной документации |
14. |
Практический семинар «Составление карт индивидуального самоопределения учащихся и стратегий устойчивого профессионального выбора»
|
Ноябрь 2020 |
Телепень Н.Н., заместитель директора по учебной работе; Соболевская Е.С., педагог-психолог; участники педагогического проекта |
Материалы семинара; Папка проектной документации Карты индивидуального самоопределения учащихся |
15. |
Организация психолого-педагогического и фасилитативного сопровождения реализации работы образовательного художественного-технологического кластера
|
Октябрь 2021 |
Телепень Н.Н., Борохова И.Я., заместители директора по учебной работе; участники педагогического проекта |
Папка проектной документации |
16. |
Семинары Творческой лаборатории педагогов - «Методика выявления способных и мотивированных учащихся, готовых осваивать образовательные программы на повышенном и углубленном уровне»; - «Специфика развития у учащихся художественно-технологических компетенций в условиях художественно-технологического кластера»; - «Формирование культуры деятельности современного творчески работающего педагога» |
Ноябрь 2021
Февраль 2022
Март 2022 |
Телепень Н.Н., Борохова И.Я., заместители директора по учебной работе; участники педагогического проекта |
Проектные материалы работы Творческой лаборатории педагогов и учащихся |
17. |
Совещание при директоре «Об итогах работы в рамках педагогического проекта» |
Декабрь 2021 |
Каспорская И.В., директор; Телепень Н.Н., заместитель директора по учебной работе |
Протокол совещания, протокол поручений |
18. |
Организация и проведение диагностических процедур участниками педагогической проектной деятельности |
Октябрь 2021 – апрель 2022 |
Участники педагогического проекта |
Папка проектных диагностических материалов Портфолио педагога |
19. |
Установление партнёрских взаимоотношений с педагогами учреждений дополнительного образования детей и молодёжи, с представителями осваиваемых профессий |
Сентябрь –октябрь 2021 |
Участники педагогического проекта |
План сотрудничества Договора о сотрудничестве |
20. |
Участие в интеллектуально-творческих выставочных, конкурсных мероприятиях различного уровня |
Октябрь 2021 –апрель 2022 |
Участники педагогического проекта |
План-сетка мероприятий Портфолио педагога, учащегося |
21. |
Повышение квалификации участников педагогического проекта на республиканских и международных научно-практических конференциях, семинарах, тренингах |
Октябрь 2021 –апрель 2022 |
Телепень Н.Н., заместитель директора по учебной работе; участники педагогического проекта |
План повышения квалификации |
22. |
Проведение индивидуальных и групповых консультаций с участниками педагогического проекта |
Октябрь 2021 –Апрель 2022 |
Телепень Н.Н., заместитель директора по учебной работе; Соболевская Е.С., педагог-психолог; участники педагогического проекта |
Графики проведения Программы Портфолио педагога Папка проектных диагностических материалов |
23. |
Разработка электронного каталога эффективных показателей работы образовательного художественно-технологического кластера (афиши, буклеты, презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, сборники и рекомендации) |
Октябрь 2021 –апрель 2022 |
Участники педагогического проекта |
Электронный каталог эффективных показателей работы образовательного художественно-технологического кластера |
24. |
Промежуточный мониторинг качества решения задач образовательного художественно-технологического кластера в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации педагогического проекта |
Март – апрель 2022 |
Телепень Н.Н., заместитель директора по учебной работе; Соболевская Е.С., педагог-психолог; участники педагогического проекта |
Папка диагностических материалов: рефлексивные, экспертные материалы |
25. |
Презентация результатов реализации задач образовательного художественно-технологического кластера (форма: мастер-классы, в условиях Творческой лаборатории педагогов) |
Апрель 2022 |
Телепень Н.Н., заместитель директора по учебной работе |
Программа мастер-классов, буклеты, визитки, технологические карты, фотоотчёт и другие материалы |
26. |
Отчётное заседание Творческой лаборатории педагогов и учащихся по итогам педагогической проектной деятельности в 2021/2022 учебном году |
Апрель 2022 |
Телепень Н.Н., заместитель директора по учебной работе;
|
Протокол отчёта |
27. |
Педагогический совет по итогам проектной деятельности в 2021/2022 учебном году |
Апрель 2022 |
Телепень Н.Н., заместитель директора по учебной работе; Соболевская Е.С., педагог-психолог; участники педагогического проекта |
Протокол Приказ об утверждении решений педсовета |
28. |
Подготовка промежуточного отчёта «О результатах реализации педагогического проекта в 2021/2022 учебном году». |
Апрель 2022 |
Телепень Н.Н., заместитель директора по учебной работе |
Отчёт о результатах педагогической проектной деятельности |
29. |
Разработка календарного плана реализации педагогического проекта на 2022/2023 учебный год |
Май 2022 |
Телепень Н.Н., заместитель директора по учебной работе |
Календарный план реализации педагогического проекта |