ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Внедрение модели допрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера»

Информационная характеристика педагогического проекта

Информационная характеристика педагогического проекта

Название проекта: «Внедрение модели допрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера»

Научно-методическое сопровождение проекта:

Ротмирова Елена Александровна, государственное учреждение образования «Минский областной институт развития образования», доцент кафедры частных методик общего среднего образования, кандидат педагогических наук, доцент; телефон раб. +375 2955534003; e-mail: elena-rotmirova@ rambler.ru;

Сроки реализации проекта: 2020 2023 годы

Руководитель учреждения образования

Каспорская Ирина Васильевна, Телефон: 8(01716) 76757 (раб.),

 +375297068994 (мобильный)

222720, Минская область,              г.Дзержинск, ул. 2-я Ленинская, д.2

Е-mail: dsch2@schoolnet.by

»

свернуть

Актуальность реализации педагогического проекта

Актуальность реализации инновационного проекта

Основные направления национального устойчивого развития Республики Беларусь требуют комплексности и последовательности действий и программ, ориентированных на будущие поколения, переход к зелёной экономике, цифровую трансформацию, внедрению интегрированных подходов и технологий при обеспечении открытого доступа и условий к реализации возможностей обучающихся для проявления познавательных профессионально ориентированных и творческих замыслов. По утверждению Н.Н. Ярошенко [1], несмотря на имеющиеся достижения в развитии систем художественного и технологического образования в странах СНГ в XXI веке под угрозой разрушения, а иногда и исчезновения оказались традиционные художественно-творческие практики, образцы народного искусства и формы передачи культурного опыта художественно-трудовой деятельности между поколениями, обеспечивающие сохранение национальных ценностей; снизилось число участников программ художественного и технологического образования в условиях их недостаточной интеграции.

Полагаем, что эта глобальная проблема заслуживает особого внимания со стороны социокультурной, педагогической общественности и требует всестороннего рассмотрения. Учитывая, что на основании Кодекса об образовании Республики Беларусь [2] национальная система образования определяется совокупностью взаимодействующих средовых компонентов (ориентированы на достижение выдвинутых цели и задач), в составе которых рассматриваются участники образовательного процесса, программы, учреждения, организации, считаем, что только в культурных условиях художественно-творческой профильно ориентированной среды как устойчивого пространства, имеющего организационно-дидактическое и культурно-фасилитативное назначение, возможен запуск процессов её последовательного решения.

Очевидно, что в режиме активной трансформации социокультурной художественно-творческой образовательной среды будет актуально появление новых и обновление существующих профильно ориентированных средств и механизмов, стратегий и тактик. В ситуациях активизации у учащихся смыслопонимания и самосознания возможна реализация обоснованных замыслов и идеалов, определяющих общие траектории и результаты продуктивной деятельности.

Допрофильная и профильная подготовка обучающихся в условиях занятий по изобразительному искусству и трудовому обучению будет строиться с ориентацией на проективные стратегии будущетворения и творчества, форсайт-технологии на основе синтеза рационального дидактического, художественно-трудового и художественно-изобразительного опыта отражения мира.

В профильно направленной системе открытости и прозрачности предполагается устойчивое достижение целей развития и становления культуротворческих императивов деятельности для успешных настоящих и будущих свершений, продуктивной реализации познавательных потребностей и мотивов, ожиданий и прогнозов профессионального будущего с опорой на прогнозируемые профессии (например, архитектор информационных систем, архитектор интеллектуальных систем управления, дизайнер интерфейсов, архитектор виртуальности, дизайнер виртуальных миров, дизайнер носимых энергоустройств, архитектор «энергонулевых» домов, проектировщик жизненного цикла, проектировщик «умной среды», разработчик образовательных траекторий, организатор проектного обучения, архитектор трансмедийных продуктов, проектировщик-эргономист, эксперт по «образу будущего» ребенка, персональный бренд-менеджер, форсайтер и др. [3]).

Таким образом, на конкуретно устоявшемся и автоматизированном рынке труда ожидается сохранение и появление профессиональных сфер с художественно-творческим компонентом, так как машинные механизмы не всегда способны на разработку «эсклюзива», развитие профессионального креатива и мастерства, обеспечение задач искусности в нюансных способах и деталях.

По мнению исследователей [4; 5 и др.], в современном национальном образовательном художественном и технологическом пространстве осуществляется развитие на шести уровнях (образования): основного (дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское) и дополнительного (детей и молодёжи, взрослых)). В условиях функционирования пирамидально расположенных и взаимодействующих учреждений гарантируется культуротворческий образовательный процесс (на этапах: 1) начальном (часть) (учреждения общего среднего образования (школы, гимназии, учреждения дополнительного образования); 2) среднем (часть) – средние специальные учебные учреждения (училища, лицеи, колледжи); 3) верхнем, вершина пирамиды – высшие учебные заведения (академии, университеты). Таким образом, обусловливается текущее системное состояние образовательных процессов, проектируемое под влиянием идей: 1) фундаментальности; 2) национального своеобразия [4]; 3) инновационности в условиях цифровизации, интеграции и трансдисциплинарного подхода.

В существующих условиях функционирования художественно-изобразительной и трудовой сферы учреждений общего среднего образования Республики Беларусь трудовое обучение реализуется на всех образовательных ступенях (уроки трудового обучения и внеурочные занятия (факультативы, объединения по интересам)), а изобразительное искусство: на урочном (уроки изобразительного искусства), внеурочном уровне (факультативы, объединения по интересам) в начальной школе; аспектном урочном уровне (уроки искусства (отечественная и мировая художественная культура) и в средней школе; внеурочном (факультативы, объединения по интересам) в старшей школе. Очевидно, что если урочные занятия по трудовому обучению учащихся реализуются на всех уровнях учреждений общего среднего образования Республики Беларусь, то по изобразительному искусству – только в начальной школе. Отдельные вопросы практики изобразительного творчества рассматриваются в содержании учебного предмета «Искусство». Учебные предметы «Трудовое обучение» и «Изобразительное искусство», «Искусство» обладают потенциалом творческого раскрытия и полномерного презентирования образов, обеспечения преломления творческих, не просто практико ориентированных, а ценных и полезных для практики идей и замыслов. Это означает, что для решения вышеотмеченной проблемы необходима уже на уровне общего среднего образования организация культурной профессионально ориентированной системы через привлечение максимально широкого и объёмного ресурса как на временном, так и содержательном уровне.

Цель инновационного проекта: обеспечение внедрения модели допрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера, ориентированной на проектирование ими устойчивой и рациональной траектории своего профессионального выбора.

Задачи:

  1. Выявить наиболее рациональные способы управленческой практики, способствующие внедрению инновационного проекта в системе учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодёжи в системе проектирования и реализации образовательного художественно-технологического кластера.
  2. Разработать поуровневую и поэтапную систему организации занятий обучающихся в условиях образовательных художественно-технологических кластеров, позволяющую присвоение ими социокультурных типов опыта, гарантирующего построение ими траектории профессионального выбора.
  3. Обеспечить должное научное, научно-методическое, психолого-педагогическое, учебно-методическое фасилитативное сопровождение по внедрению модели допрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера.
  4. Способствовать увеличению уровня дидактической культуры педагогов в образовательном художественно-технологическом кластерном пространстве устойчивого решения задач допрофильной и профильной подготовки (на основе проектной разработки и организации семинарских и курсовых занятий, обсуждения проблем и перспективных решений в творческих лабораториях, в рамках различного уровня научно-практических мероприятий, через практику самообразования и дистанционного педагогического сотрудничества и др. формы профессионального образовательного развития).
  5. Внедрить проанализированные и обобщённые результаты успешного инновационного проектного решения проблем в научно-методическую, учебно-методическую, художественную и технологическую сферы образовательной деятельности.
свернуть

Состав проектной команды

ФИО

Должность

Педаго-гический стаж

Квалифи-кационная категория

Опыт участия в инновационной деятельности

Каспорская Ирина Васильевна

Директор

23 года

Первая

Участник педагогического проекта «Тьюторское сопровождение учащихся как способ построения индивидуальной траектории профессионального самоопределения»

Борохова Ирина Яковлевна

Заместитель директора по учебной работе

23года

первая

Руководитель педагогического проекта «Тьюторское сопровождение учащихся как способ построения индивидуальной траектории профессионального самоопределения»

Кавецкий Александр Юрьевич

Заместитель директора по воспитатель-ной работе

5лет

вторая

Участник педагогического проекта «Тьюторское сопровождение учащихся как способ построения индивидуальной траектории профессионального самоопределения»

Кардаш Наталья Леонидовна

Учитель трудового обучения, искусства

34 года

высшая

 

Щепко Сергей Владимиро-вич

Учитель трудового обучения

13 лет

высшая

 

Парфёнова Елена Олеговна

Учитель ритмики и танца, искусства

24 года

первая

 

Петухова Елена Викторовна

Учитель английского языка

20 лет

первая

Участник районного педагогического проекта «Приобщение к культуре англоговорящих стран в диалоге с родной посредством проектной методики»

Фёдорова Светлана Олеговна

Учитель английского языка

9 лет

первая

Участник районного педагогического проекта «Приобщение к культуре англоговорящих стран в диалоге с родной посредством проектной методики»

Ларченко Александр Петрович

Учитель информатики

30 лет

высшая

 

Христофорова Наталья Анатольевна

Учитель музыки, педагог дополнитель-ного образования

25 лет

вторая

 

Соболевская Екатерина Сергеевна

Педагог-психолог

5лет

без категории

 

Телепень Наталья Николаевна

Учитель истории и обществоведения

12 лет

вторая

 

свернуть

Календарный план реализации педагогического проекта

Календарный план реализации инновационного проекта

«Внедрение модели допрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера»

на 2020/2021 учебный год

 

п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Результат

1.

Оформление документов, регламентирующих управление процессом инновационной проектной деятельности в учреждении образования

Август 2020

 

Каспорская И.В., директор;

 

Пакет документов

2.

Изучение и анализ информационных, организационных и научно-методических ресурсов по обеспечению управления процессом внедрения инновационного проекта

Август 2020

 

Каспорская И.В., директор;

КавецкийА.Ю., заместитель директора по воспитательной работе

Аналитическая информация

3.

Совещание с руководителями методических формирований, классных руководителей и руководителей объединений по интересам «Планирование и организация инновационной проектной деятельности»

Август 2020

 

КавецкийА.Ю., заместитель директора по воспитательной работе

Протокол

4.

Стартовый мониторинг образовательного процесса в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации инновационного проекта

Сентябрь 2020

 

Соболевская Е.С., педагог-психолог

Протокол результатов диагностики

Пакет измерительных и аналитических материалов

5.

Стартовая диагностика готовности педагогов к инновационной проектной деятельности; определение уровня профессиональных компетенций участников инновационной проектной деятельности

 

Сентябрь 2020

 

Соболевская Е.С., педагог-психолог

Протокол результатов диагностики

Пакет измерительных и аналитических материалов

6.

Стартовая диагностика учащихся: уровня профессионального самоопределения; сформированности компетенций и субъектно-творческих позиций относительно будущего профессионального выбора

 

 

Сентябрь 2020

Соболевская Е.С., педагог-психолог;

участники инновационного проекта

Пакет измерительных материалов

Аналитические материалы

7.

Родительское собрание: «Образовательный процесс в инновационном проектном режиме» (ознакомление с содержанием и задачами инновационного проекта, определение возможностей и перспектив совместной работы, изучение мнения родителей)

Сентябрь 2020

 

Каспорская И.В., директор;

Кавецкий А.Ю., заместитель директора по воспитательной работе;

участники инновационного

проекта

Протокол родительского собрания, информационные материалы

8.

Инструктивно-методическое совещание «Оформление и ведение отчётной документации, оформление педагогических портфолио инновационной проектной деятельности»

Сентябрь 2020

 

КавецкийА.Ю., заместитель директора по воспитательной работе

Протокол;

Рекомендации по педагогических портфолио инновационной проектной деятельности

9.

Создание Творческой лаборатории педагогов и учащихся (ТЛ П и У), определение её структуры, состава и направлений деятельности

Сентябрь 2020

Каспорская И.В., директор;

 

участники инновационного

проекта

Список членов Центра сотворчества и партнёрства; Структурно-функциональная модель Центра сотворчества и партнёрства

10.

Разработка локальных документов по обеспечению деятельности Творческой лаборатории педагогов и учащихся (ТЛ П и У):

- разработка положения о Творческой лаборатории педагогов и учащихся (ТЛ П и У);

- разработка перспективного плана работы Творческой лаборатории педагогов и учащихся (ТЛ П и У)

Сентябрь 2020

Каспорская И.В., директор;

 

участники инновационного проекта

Положение о

ТЛ П и У Перспективный план работы

ТЛ П и У

11.

Планирование открытых мероприятий по организации и сопровождению работы педагогов и учащихся в рамках образовательного художественно-технологического кластера

Октябрь 2020

 

Соболевская Е.С., педагог-психолог

План мероприятий

12.

Планирование работы по обеспечению психолого-педагогических и материально-технических условий работы художественно-технологического кластера

Октябрь 2020

Кавецкий А.Ю., заместитель директора по воспитательной работе;

Соболевская Е.С., педагог-психолог

План работы

13.

Круглый стол «Проектирование стратегии устойчивого профессионального выбора учащихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера»

 

Октябрь 2020

КавецкийА.Ю.,

заместитель директора по воспитательной работе

Материалы круглого стола;

Папка проектной документации

14.

Семинар «Составление карт индивидуального самоопределения учащихся и стратегий устойчивого профессионального выбора»

 

Октябрь 2020

 

Соболевская Е.С., педагог-психолог;

участники педагогического проекта

Материалы семинара;

Папка проектной документации

Карты индивидуального самоопределения учащихся;

Образцы разработанных стратегий устойчивого профессионального выбора

15.

Организация психолого-педагогического и фасилитативного сопровождения реализации работы образовательного художественного-технологического кластера

 

Октябрь 2020

 Борохова И.Я., заместитель директора по учебной работе;

участники инновационного проекта

Папка проектной документации

16.

Организация работы постоянно действующей Творческой лаборатории педагогов и учащихся, содержательно и функционально направленной на обсуждение, корректирование и управление продуктивной работой художественно-технологического кластера:

- «Методика выявления способных и мотивированных учащихся, готовых осваивать образовательные программы на повышенном и углубленном уровне»;

- «Разработка образовательных программ факультативных и занятий объединений по интересам, ориентированных на проектирование обучающимися стратегии устойчивого профессионального выбора»;

- «Специфика развития у учащихся художественно-технологических компетенций в условиях художественно-технологического кластера»;

- «Формирование культуры деятельности современного творчески работающего педагога»

 

 

 

 

Ноябрь 2020

 

 

Январь 2021

 

Февраль 2021

 

Март 2021

 Борохова И.Я., заместитель директора по учебной работе;

участники инновационного проекта

Проектные материалы работы Творческой лаборатории педагогов и учащихся

17.

Совещание при директоре «Об итогах подготовительного и проектировочного этапов инновационной проектной деятельности»

Декабрь 2020

Каспорская И.В., директор;

 

Протокол совещания, протокол поручений

18.

Внедрение образовательных программ, ориентированных на построение обучающимися стратегии устойчивого профессионального выбора в системе занятий образовательного художественно-технологического кластера

Октябрь 2020 – май 2021

Участники инновационного

проекта

Папка проектных диагностических материалов

Портфолио педагога

19.

Организация и проведение диагностических процедур участниками инновационной проектной деятельности

Октябрь 2020 – апрель 202

Участники инновационного проекта

Папка проектных диагностических материалов

Портфолио педагога

20.

Установление партнёрских взаимоотношений с педагогами учреждений дополнительного образования детей и молодёжи, с представителями осваиваемых профессий

Январь – февраль 2021

Участники инновационного проекта

План сотрудничества

Договора о сотрудничестве

21.

Участие в интеллектуально-творческих выставочных, конкурсных мероприятиях различного уровня

Октябрь 2020 –апрель 2021

Участники инновационного проекта

План-сетка мероприятий

Портфолио педагога, учащегося

22.

Повышение квалификации участников инновационного проекта на республиканских и международных научно-практических конференциях, семинарах, тренингах

Октябрь 2020 –апрель 2021

 

участники инновационного проекта

План повышения квалификации

23.

Проведение семинаров, индивидуальных и групповых консультаций с участниками инновационного проекта

Октябрь 2020 –Апрель 2021

 

Соболевская Е.С., педагог-психолог; участники инновационного проекта

Графики проведения Программы

Портфолио педагога

Папка проектных диагностических материалов

24.

Разработка электронного каталога эффективных показателей работы образовательного художественно-технологического кластера (афиши, буклеты, презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, сборники и рекомендации)

Соболевская Е.С., педагог-психолог; участники инновационного

проекта

Папка диагностических материалов: рефлексивные, экспертные материалы

26.

Презентация результатов реализации задач образовательного художественно-технологического кластера (форма: мастер-классы, в условиях Творческой лаборатории педагогов и учащихся)

Апрель 2021

КавецкийА.Ю., заместитель директора по воспитательной работе

Программа мастер-классов, буклеты, визитки, технологические карты, фотоотчёт и другие материалы

27.

Отчётное заседание Творческой лаборатории педагогов и учащихся по итогам инновационной проектной деятельности в 2020/2021 учебном году

Апрель 2021

 

КавецкийА.Ю., заместитель директора по воспитательной работе

Протокол отчёта

28.

Педагогический совет по итогам инновационной проектной деятельности в 2020/2021 учебном году

Апрель 2021

 

Соболевская Е.С., педагог-психолог; участники инновационного проекта

Протокол

Приказ об утверждении решений педсовета

29.

Подготовка промежуточного отчёта «О результатах реализации инновационного проекта в 2020/2021 учебном году».

Апрель 2021

КавецкийА.Ю., заместитель директора по воспитательной работе

 

Отчёт о результатах инновационной проектной деятельности

30.

Разработка календарного плана реализации инновационного проекта на 2021/2022 учебный год

Май 2021

Каспорская И.В., директор;

Свиридчук А.А., заместитель директора по учебной работе

Календарный план реализации инновационного проекта

 

 

 

 

свернуть