Советы психолога

Стресс и релаксация

«Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни».  Г. Селье

Известно, что современный человек часто испытывает стресс.

Согласно теории психофизиолога У. Кэннона такие эмоции, как гнев или страх, биологически целесообразны: они подготавливают организм к тому, чтобы развить максимально интенсивную мышечную активность. При них учащаются сердцебиение и дыхание, повышается артериальное давление, в крови возрастает уровень глюкозы и холестерина.

Существует обратная сторона медали - противоположная по направленности совокупность закономерных регуляторных сдвигов, призванных нейтрализовать, уравновесить изменения в организме, вызванные острым стрессом. Это - релаксация. Термином «релаксация» обозначается состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью, которое ощущается либо во всем организме, либо в любой его системе.

Приведем краткое сравнение двух взаимно противоположных реакций. Стресс повышает мышечный тонус, артериальное давление, частоту сердечных сокращений, уровень стрессовых гормонов, холестерина, глюкозы. Релаксация соответственно все эти показатели нормализует. Стресс понижает содержание веществ, ответственных за антидепрессивный эффект и радостные, счастливые ощущения. Релаксация соответственно повышает.

И поэтому, чтобы избежать повреждающего влияния негативных эмоций на состояние здоровья или хотя бы ослабить его, человеку настоятельно необходимо научиться запускать универсальную реакцию релаксации произвольно. Для этого существует целый арсенал возможностей. При этом напоминаем, что к состоянию расслабления (релаксации) можно прийти не только пассивным путем, но и прежде всего, после мышечной работы.

         Рекомендуется:

1) физические нагрузки (спорт);

2) отдых на природе;

3) музыкотерапия;

4) специальные упражнения, которым обучают специалисты (занятия йогой, релаксационным дыханием и др.).

1) глубокое мышечное расслабление приводит к высвобождению веществ, обладающих антистрессовым действием и стимулирующих центры удовольствия мозга (эндорфинов);

2) релаксация косвенно способствует повышению обучаемости, активации процесса запоминания информации;

3) на фоне мышечного расслабления явственнее заметны интуитивные сигналы тела;

4) люди, умеющие расслабляться, обладают не только большей гибкостью мышления, но и лучше приспособлены к борьбе со стрессами;

5) релаксация позволяет достигать физиологического состояния, в котором человек может начать создавать и воплощать новые образы достижения.

Итак, подводя итог, отметим, релаксация дает возможность:

  • эффективно бороться со стрессами, сделав стресс управляемым
  • избавиться от тревожности и плохого настроения,
  • приобрести уверенность в себе и способность контролировать эмоции,
  • справиться с функциональными нарушениями,
  • научиться за короткое время эффективно и хорошо отдыхать,
  • в несколько раз быстрее восстанавливать работоспособность,
  • повысить психические и физические возможности организма
свернуть

Советы для педагогов, столкнувшихся с подростком, демонстрирующим признаки суицидального поведения

Советы для педагогов, столкнувшихся с подростком, демонстрирующим признаки суицидального поведения

  • Не отталкивайте ребенка, если он решил поделиться с вами своими проблемами, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией. Помните, что подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью к специалистам.
  • Доверяйте своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности у подростка. Обращайте внимание на предупреждающие знаки.
  • Не предлагайте то, что не в состоянии гарантировать. Например: «Конечно, твоя семья тебе поможет»
  • Дайте знать, что готовы помочь, но не видите необходимости в том, чтобы держать все в секрете, если какая-то информация может оказать влияние на безопасность ребенка.
  • Сохраняйте спокойствие и не осуждайте.
  • Говорите искренно. Постарайтесь установить, насколько серьёзна угроза. Помните, что вопрос о суицидальных мыслях не всегда завершаются попыткой свести счеты с жизнью. На самом деле подросток может почувствовать облегчение от осознания проблемы.
  • Попытайтесь узнать, разработан ли у него план действий. Конкретный план – знак действительной опасности.
  • Убедите подростка в том, что действительно есть человек, к которому можно обратиться за помощью.
  • Не предлагайте простых решений: «Вам сейчас необходимо выспаться, а утром вы почувствуете себя лучше»
  • Покажите подростку, что вы намереваетесь поговорить о чувствах и не осуждаете его за эти чувства.
  • Помогите ребенку понять, как управлять кризисной ситуацией, объясните, что сильный стресс препятствует осознанию ситуации в целом. Ненавязчиво предложите найти некое решение.
  • Окажите помощь в поиске людей или места, которые бы снизили переживаемый стресс. При любой возможности действуйте так, чтобы уменьшить давление.
  • Помогите подростку осознать, что присутствующее чувство безопасности не будет постоянно
свернуть

Рекомендации тем, кто рядом с человеком, склонным к суициду

  1. Ни в коем случае не отталкивайте ребенка, осторожно поговорите с ним;  
  2. Не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;
  3. Дайте знать, что хотите ему помочь;
  4. Сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;  
  5. Говорите искренне и постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;
  6. Постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;  
  7. Не предлагайте упрощенных решений;  
  8. Дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;
  9. Помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию;
  10. Ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;
  11. Помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;
  12. При действуйте так, чтобы изменить его внутреннее состояние;
  13. Помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.
свернуть

Заговори, чтобы я тебя увидел (о сквернословии)

Заговори, чтобы я тебя увидел

О  проблеме сквернословия в подростковой среде

Слова, которые человек произносит и слышит, формируют его сознание, личность. Вот почему проблема культуры, чистоты речи так актуальна сегодня, когда мы все чаще сталкиваемся со сквернословием в повседневной жизни: в общественных местах, транспорте и даже в стенах учебных заведений.

В чем причина такой популярности непристойной лексики? Какая позиция педагога и родителей будет наиболее эффективной в формировании речевой культуры подростков?

Несколько лет назад сквернословие было признаком аморальности и малообразованности. На любителя крепких словечек принято было смотреть с осуждением. Теперь бескультурье принимает поистине угрожающие масштабы. Особую тревогу вызывает тот факт, что непристойная лексика становится все более привычной для детей и подростков. В чем причины такого явления?

Дети впитывают и максимально используют то, что слышат и видят в окружающем мире. Сейчас, к сожалению, мат нередко можно встретить в Интернете, определенных СМИ, он звучит даже с телевизионных экранов. Его употребление уже не столь категорично табуируется, как раньше. И в этом есть серьезная опасность: когда мат, являясь достоянием низшей социальной среды, становится привычным для всего общества, происходит опасное слияние одного социума с другим, смещение ценностных позиций.

Подростки срываются на крик, непристойную брань, когда не решаются или не умеют обычными словами высказать в социуме свои чувства, сдерживаемую злость. Но вместо облегчения и овладения собой, что произошло бы при правильном, позитивном выражении чувств, у них только усиливается внутреннее напряжение. В результате такие подростки уже не могут корректно строить отношения с окружающими.

Полностью оградить детей от влияния извне мы не можем. Изменить мир тоже не в наших силах. Но родители и педагоги могут оказывать на ребенка более сильное влияние и адаптировать его к негативным ситуациям. Как это сделать?

Развивать доверительные отношения, разговаривать на равных, как взрослый со взрослым, объяснять свою жизненную позицию на примерах, приближенных к реальной жизни ребенка. Если подросток разделяет точку зрения педагога или родителей, для которых мат неприемлем, он будет отстаивать свои принципы и в кругу сверстников. Если же взрослый не находит нужных аргументов, непоследователен в своих действиях, велика вероятность снижения его авторитета в глазах подростка, а значит, и той системы ценностей, которую он предлагает.

Замена мата какими-то другими словами ‑- не решение проблемы. Менять нужно отношения. Нужно строить открытое взаимодействие с детьми, объяснять им с раннего возраста, что мат ‑ это плохо. В семьях не должно быть запретных тем, на которые родители не хотели бы говорить с детьми.

Речь ребенка, как правило, соответствует той социальной среде, в которой он находится. Бывает, что родители позволяют себе мат в обиходе, не придавая этому большого значения. И тогда неудивительно, что ребенок заговорил в том же стиле, ведь дети копируют родителей: девочки ‑ мам, мальчики ‑ отцов. Но если подросток из интеллигентной семьи вдруг начал крепко выражаться, то педагогам вместе с родителями стоит задуматься, против чего он пытается протестовать, что в окружающем мире его не устраивает.

Поможет уважительный разговор с ребенком как с равным: «Вот ты сейчас сказал эту фразу ‑ давай разберем, что конкретно ты сказал». Переведите его высказывание с эмоционального уровня на осознанный.

Я бы тоже посоветовал родителям: не бойтесь максимально прояснить, что на самом деле обозначает мат. Вместе с подростком сформулируйте сказанную им фразу, заменяя нецензурные слова теми, которые они обозначают на самом деле. Тогда к нему придет понимание, что мат не объясняет ничего, не несет никакой полезной информации. Спросите: «Ты что, попугай, который повторяет чужие слова, не понимая их смысла? Человек разумный строит свое высказывание так, чтобы оно отражало суть. А если ты часто вставляешь в разговор мат, как тебя воспринимают твои приятели? Скорее всего, «в фоновом режиме». Они, конечно, реагируют на сказанное тобой: смеются, что-то отвечают… Но только живые человеческие слова вызывают у окружающих сочувствие, сопереживание, побуждают оказать поддержку. Матом этого достичь невозможно ‑ только поверхностной эмоциональной реакции. Но на ней не выстроишь настоящую дружбу, не создашь сплоченный коллектив».

Подведем итог. Как педагогу создать в детском коллективе здоровую, культурную атмосферу?

Самое главное ‑ внимание, доверие, ответственность, живой интерес к жизни воспитанников. Когда педагог является настоящим лидером для детей, пользуется их уважением, ребята всегда прислушиваются к нему и следуют за ним. Раз уж проблема сквернословия возникла, нужен искренний разговор о ней в коллективе, потому что дети очень тонко чувствуют, когда учитель говорит неправду, заискивает, преувеличивает. И если взрослый будет жестко навязывать свое мнение и контролировать подростков, то скорее всего они пойдут в обход запретов.

Нужно приучать детей понимать, что они говорят и для чего, расширять их словарный запас. Если родители и педагоги не открыли для подростка мир художественного слова, не научили грамотной, богатой, культурной речи, то ее место займет иной лексикон.

Чем больше человек осознает, о чем он говорит, тем тщательнее будет подбирать слова, которые раскрывают его мысль.

Учите ребят осознавать свои слова и поступки и нести ответственность за них. Для начала ‑ просто осознавать.

свернуть

Проблема выбора профессии. Рекомендации учителям по профориентации учащихся

Выбор будущей профессии – это интересный момент жизни, и в то же время, полон волнений, сомнений, переживаний, как для ребенка, так и для родителей. Задача педагога - грамотно помочь ученику и родителям в этом непростом деле.
развернуть

Профессиональное самоопределение как основная задача возраста возникает перед учениками в юности: ведущей направленностью личности становится ее устремленность в будущее, выбор жизненного пути. На данном этапе юноша должен уметь осуществлять выбор (выбирать), разбираться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области.

Однако большинство учащихся в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно и многие испытывают страх перед необходимостью принятия решения. Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не проявляют выраженного интереса к определённому роду деятельности, так как ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вторые, напротив, очень активны и в учебе, и других видах деятельности: у них все получается, они талантливы во всем и тоже не могут определить, что нравится больше.

Готовность к выбору профессии формируется педагогами с первых шагов обучения в школе. В начальной школе детей знакомят с миром профессий, набором профессионально важных для конкретной работы качеств. В подростковом возрасте педагогами организуется помощь в активном самоизучении, дальнейшем знакомстве с миром профессий, «примерке» конкретной профессии на себя, изучении рынка труда. В старшем подростковом возрасте и юности чаще обсуждаются вопросы о путях получения профессии, ошибках при выборе профессии. Поэтому, учащемуся очень важно ощущать педагогическую поддержку и сопричастность с вашей стороны, он должен знать, что в любой момент может обратиться к вам за помощью.

   Проблема выбора профессии.

Рекомендации учителям

   Готовность старшеклассников к выбору профессии состоит из следующих компонентов:

- мотивационно-целевой компонент (устойчивый интерес к конкретной профессии),

- эмоционально-волевой компонент (самостоятельность, дисциплинированность, активность и эмоциональная устойчивость в выбранной сфере деятельности),

- когнитивный компонент (определяет наличие знаний о профессиях, специфике профессиональной деятельности),

- деятельностно-практический компонент (характеризуется умелым и грамотным применением знаний при выполнении элементарных профессиональных действий на практике),

- рефлексивно-результативный компонент (твердой личной убежденности в правильности выбора и дальнейшего пути получения профессии).

   В формировании готовности учащихся к выбору профессии учитель реализует следующие условия:

  • ознакомление учащихся с различными профессиями, особенно с упором на профессии, востребованные в современном обществе и в данном регионе (привлечение к этой деятельности родителей, изучение профессий родителей, профессионального пути известных в своей области людей);
  • оказание помощи учащимся в осознании личностных склонностей, способностей и возможностей их реализации в различных профессиях (в том числе через профориентационные игры);
  • активизация целенаправленной самостоятельной деятельности учащихся, развитие интересов, склонностей и возможностей (в кружках и секциях, во внеурочной деятельности);
  • тесная взаимосвязь в вопросах профориентации школы с учебными учреждениями высшего и среднего профессионального образования, а также ведущими научными организациями и производственными предприятиями региона (экскурсии, посещение «Дней открытых дверей»);
  • включение в профориентационную работу с учащимися 9-11 классов тем «Пути получения профессии», «Анализ современного рынка труда».

С целью профилактики ошибок выбора профессии учитель:

  1. Формирует у ученика потребность постоянно развиваться, осваивать новые виды деятельности. Это связано с изменчивостью современного мира профессий.
  2. В мотивах выбора профессий учит отдавать предпочтение учёту своих интересов, способностей. Так как желания, потребности, возможности  изменчивы, основой при выборе профессии являются профессионально важные качества человека.
  3. Изучая профессиональный путь кумира, развивая у учащихся рефлексию, учит видеть черты сходства и различия при сравнении себя с другими. Таким образом, учащийся при выборе профессии учится видеть, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не внешность, образ жизни человека, который занимается данным видом деятельности.
  4. При знакомстве с профессией обращает внимание на её плюсы и минусы, исключая таким образом, увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
  5. При изучении школьных предметов разъясняет, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.
  6. В урочной и внеурочной деятельности формирует потребность в самоизучении, саморазвитии.
  7. Помогает учащимся разбираться в огромном море информации о профессиях, современном рынке труда, в изучении своих интересов и склонностей.

     

    Методы стимулирования учащихся к изучению современных тенденций рынка труда

       Результатом процессов профессионального самоопределения является профессиональная идентичность - психологическая  категория,  которая  относится к осознанию своей принадлежности к определенной профессии и  определенному профессиональному сообществу. 

       Неопределенное состояние профессиональной идентичности - характерно для учащихся, которые не имеют прочных профессиональных целей и планов и при этом не пытаются их сформировать, выстроить варианты своего профессионального развития. Чаще всего этим статусом обладают подростки, родители которых не хотят или не имеют времени проявлять активный интерес к профессиональному будущему своих детей. Такой статус бывает и у подростков, привыкших жить текущими желаниями, недостаточно осознающих важность выбора будущей профессии.

    В этой ситуации учителю тем более важно продумать методы стимулирования профессиональной идентичности.

    Интерес для подростков представляет совместная деятельность по изучению профессионального пути известных в своей области людей. Важно в данной работе уделить внимание истокам профессии в детстве, путям получения профессии, качествам личности, которые позволили достичь столь значительных успехов. Эта работа позволяет рассмотреть преимущества тех или иных профессий, «примерить» их на себя. Изучение мира профессий, профессиограмм поможет приблизить учащихся к решению вопроса о выборе профессии.

       Традиционными являются такие формы работы: посещение предприятий города, приглашение специалистов Центра занятости, психологов, привлечение в профориентационную работу родителей.

       Принимая решение о выборе профессии, месте работы, планируя про­фессиональную карьеру, учащимся важно знать ситуацию на рынке труда и рынке профессий в данный момент и предполагать ее расклад в будущем, иначе человек рискует столкнуться с переизбытком специалистов и, следовательно, высокой конкуренцией.

       Для лучшей ориентации на рынке труда, познакомьтесь со статьёй «Современный рынок труда», адресованный учащимся гимназии.

       Знакомство с востребованными специалистами, их профессионально важными качествами, требованиями работодателей к работникам, может подстегнуть ученика к работе над собой, выбору нужного спецкурса в школе.

       Изучение рынка труда вполне возможно с помощью интернета. Самостоятельная подготовка учащихся к классным часам на тему «Востребованные профессии на рынке труда», знакомство с сайтами центров занятости, просмотр каталогов вакансий,  мнение специалистов, работающих в этой сфере – с одной стороны и ваш искренний интерес и поддержка  - с другой стороны помогут ученику в вопросе выбора профессии.

        Однако общих предположений о тенденциях на рынке труда недоста­точно, необходимо также проводить анализ местного рынка труда, знать на ка­ких специалистов есть хороший спрос, какие к ним предъявляются требования, какая предполагается оплата труда.

    Влияние учителей на отношение детей к себе

        Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.

       Ребёнок с позитивным самоотношением - уверен в себе, понимает, принимает и уважает себя. В поведении он  независим, манера выражения уверенная.

       Принимающее, т.е. внимательное, уважительное отношение учителей к ребёнку способствует самопринятию ребёнка, отвергающее же – неприязненное, неуважительное, пренебрегающее – отношение приводит к неприятию им самого себя, переживанию им своей малоценности и ненужности.

    Учитель формирует адекватную самооценку, бывая строгим, но последовательным. Такой учитель требует, чтобы ученик много знал и умел, был отзывчивым и честным, но в то же время проявляет достаточную гибкость и при определенных обстоятельствах допускает исключения из правил. Т.е. внимательное отношение сочетается со строгой дисциплиной. Здесь проявляются взаимопонимание.

    Учитель формирует низкую самооценку, бывая часто непоследовательным в своих ожиданиях, слишком многое запрещая, чрезмерно критично относясь к ученикам.

       Выставляя оценку, учитель должен помнить: оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника.

    У ученика появится адекватная самооценка только в том случае, если учитель заботится о его статусе, демонстрирует  уважение,  интерес, веру в ученика, его возможности.

    1. Влияние учителей на формирование уверенности учеников

          Наша самооценка играет важную роль в становлении личности. Взрослые могут как-то защититься от критики, не снизив самооценки. А ребёнок? Он раним и чувствителен. И решающее влияние на его отношение к себе оказывают окружающие его, значимые люди, в том числе педагоги.

      Рекомендации педагогам.

      1. Стройте свою работу, основываясь на знании возрастных и психологических особенностей детей, законах развития личности, уважайте ребёнка, демонстрируйте интерес к его личностным проявлениям.
      2. Проявляйте высокий уровень самоконтроля и рефлексии.
      3. Установите контакт с ребёнком, не используйте в процессе общения отрицательных оценок их работы и уровня развития.
      4. Сравнивайте ребёнка только с самим собой, оценивайте только действия, не давая отрицательных оценок личности.
      5. Демонстрируйте внимательное отношение к ребёнку, ориентацию на совместную деятельность, сотрудничество.
      6. Постоянно создавайте ситуации успеха, поощряйте ребёнка, оценивая оптимистически. Повышайте статус, значимость ребёнка в детском коллективе.
      7. Учитывайте базовые потребности ребёнка (защищённость, принадлежность к группе, признание, самореализацию).
      8. Демонстрируйте ребёнку хорошее, бодрое настроение, жизнелюбие и оптимизм.
      9. Ориентируйтесь на полное доброжелательное взаимодействие с родителями ребёнка, другими педагогами, преследуя единую цель.

     

Источник: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/03/29/problema-vybora-professii-rekomendatsii-uchitelyam-po

 

свернуть